Другой момент заключается в следующем: те, кто работает в интернете против нас, профессионалы, они работают за деньги и вовсе не в свободное от основной работы время. Это не только те, кто непосредственно создаёт и постит фейки в соцсетях в огромных количествах, но и компании, занимающиеся разработкой и поддержкой как интернет-ресурсов, так и ПО. И "свободного ПО", кстати, тоже, что на первый взгляд кажется неожиданным. Всё-таки, слово "свободный" в случае любого ПО нужно, видимо, ставить в кавычки.
И третий момент, гораздо более глобальный: противник очень хорошо понимает, как нужно вести эту самую информационную войну. Он вёл её всё время, начиная с конца сороковых годов прошлого века, и использовал все самые передовые знания такой науки, как психология. Это у нас психология ассоциируется с лженаукой и с малограмотными консультантами, которые "доят" клиентов и раздают советы при плохом настроении покупать бриллианты, но настоящая психология - это совсем другое. Её знание позволяет манипулировать сознанием масс на таком уровне, что массы вовсе не ощущают этого. Им кажется, что они уже родились с теми представлениями, которые у них есть. Нынешняя информационная война против России опирается на два явления. Первое из них создавали намеренно все эти годы. Нам и не только нам внушили, что быть за Россию - это как-то неприлично. Примерно как пукать или рыгать в театре. Ну, неприлично, и всё. Вроде и не преступление, и в большинстве случаев никак не наказывается, но просто является дурным тоном. И за семьдесят лет это внушили намертво. Именно по этой причине в нашей же собственной стране люди стесняются признаться даже самим себе, что российские СМИ при описании ситуации на Украине говорят больше правды, чем западные. Принять это - значит сделать что-то неприличное, неловкое, чего не должен делать просвещенный воспитанный человек. Второе же явление не было создано специально. Противник использует его, как когда-то мореплаватели использовали для движения ветер. Это явление информационной усталости у большой части людей Западного (в основном) мира. Выражается это явление в том, что люди не анализируют громадные потоки валящейся на них информации. Они устали, да и человеческий мозг просто не способен на это. Вместо анализа и осмысления они реагируют исключительно эмоциями, а "правильность" своих эмоций определяют и задают на основе первого явления. Получается что-то вроде замкнутого круга. Что с этим делать - реально хз. Это настолько глобальная проблема, что никакой блокировкой Инстаграмма её не решить. Кстати, даже сейчас, вполне прогосударственные вроде как (!) СМИ типа тех, что висят в новостной ленте Яндекса и никоем образом не нарушают запрет на фейки, описывают нам картину уже введённых и грядущих санкций, как картину неминуемого Апокалипсиса. Идёт эмоциональная накрутка. Намеренно, или нет, вопрос интересный. Между тем, уход далеко не всех иностранных компаний с российского рынка является трагедией, да и не все они на самом деле уходят. Кто-то уходит, а кто-то меняет вывески и юридически переформатируется. А некоторые из них вообще являются лишь франшизой, под которой работают наши же отечественные ООО и ИП. Но в любом случае это рабочие вопросы, а не поле для создания трагических настроений. Так что с информационной войной всё, возможно, обстоит ещё несколько сложнее.