И кто кого любил уже не разобрать
И кто кого убил не нам с тобой решать
(с) "Агата Кристи"
И кто кого убил не нам с тобой решать
(с) "Агата Кристи"
"Часы" — это я о фильме The Hours. Тут, наверное, немного любителей такого кино, но фильм, конечно, шедевр. Работа режиссёра, оператора, гримёра выше всяких похвал. Николь Кидман загримировали так, что мы с мужем до самого конца фильма не могли её узнать и очень удивились, когда выяснили, что это самая главная роль.
Хорошая рецензия на этот фильм здесь, однако выскажу собственные впечатления.
читать дальшеГлавные героини фильма — три женщины, живущие в разное время в разных местах. Однако центральной фигурой я бы назвала писателя Ричарда Брауна, т. к. описанием судьбы трёх главных героинь описывается и его судьба. Эти три женщины из разных времён оказали на жизнь Ричарда самое большое влияние, как бы выстроили её.
Одна из женщин — писательница Верджиния Вульф. Она никогда не встречалась с Ричардом, но её роман «Миссис Дэллоуэй» читали и мать, и жена Ричарда. Этот роман всё и построил, всё и определил. Мне показалось, что свой роман Ричард писал по аналогии с романом Верджинии Вульф. Даже жизнь их сложилось в чём-то похоже. Оба были больны, оба покончили жизнь самоубийством, замученные болезнью, но без прямого повода, как бы неожиданно. Верджиния Вульф утопилась в 1941, Ричард Браун выбросился из окна в 2001. У Верджинии Вульф было что-то вроде вялотекущей шизофрении, у Ричарда Брауна — СПИД. Верджинию Вульф держали в особняке в Ричмонде, не давая уехать в Лондон, по которому она так скучала. Ричарда держали в замызганной квартирке в Нью-Йорке.
У Верджинии Вульф был муж-редактор. Вроде бы любящий, но понятно это только со слов, ибо мне не показалось его отношение к жене таким уж внимательным. Он пытался няньчиться с ней, как с неразумным ребёнком, а она была умной женщиной. Мне показалось, что она хотела полноты жизни, к которой она не была приспособлена. Она нелюдимая, даже со слугами разговаривала с трудом, но приехавшей сестре искренне призналась, что завидует её полной общения и вечеринок жизни. Не знаю, что было бы лучше для Верджинии. Это такой вопрос, который всегда остаётся без ответа. Когда сестра уезжала, Верджиния взасос поцеловала её в губы, чем немного напугала. Как это понимать, не знаю. В рецензии есть объяснение. Может быть, правильное...
Однако тема таких поцелуев не исчерпывается одним эпизодом. Подобные лесбийские мотивы присутствуют в жизнеописании всех трёх женщин.
Вторая по хронологии женщина это Лора Браун, мать Ричарда. Она домохозяйка. Её жизнь кажется полностью сложившейся, тем не менее, Лору она не устраивает. Лоре хочется чего-то другого, неясного, непонятного. Нет, Лора не мечтает о карьере и успехе, как это можно подумать, исходя из приоритетов современности. Она именно не знает, чего хочет. Она понимает лишь то, что всё в её жизни не так. У неё есть любящий и реально заботливый муж, есть сын, а в перспективе будет и дочь. Тем не менее ей противны однообразные будни в небольшом уютном доме. Она пытается быть хорошей хозяйкой, но у неё ничего не получается. На день рождения мужа она печёт торт, но торт получается какой-то неправильный. Недовольство жизнью Лоры хорошо показано на контрасте с подругой Лоры, заглянувшей к ней в гости. У этой подруги нет детей, нашли опухоль в матке. Подруга говорит Лоре, какая та счастливая, что у неё есть полноценная семья, ведь без семьи ничего другого уже не надо, но Лора чувствует совсем иначе. Ей её семья кажется балластом, не дающим ей улететь в неведомое. Лора целует подругу в губы, как когда-то Верджиния Вульф целовала свою сестру. Подруга тоже слегка пугается, но ей не до того. У неё есть реально серьёзные проблемы. Лора решает покончить жизнь самоубийством, берёт таблетки и свой любимый роман (написанный Верджинией Вульф), едет в гостиницу, но что-то в самый последний момент не даёт ей исполнить задуманное. Может быть, мысли о детях, один из которых всё ещё находится в её животе... Лора возвращается домой, чтобы потом, после рождения дочери, уйти из дома навсегда, уехать в Канаду и устроиться работать библиотекарем. В конце фильма она появляется уже будучи совсем старой. Это происходит после самоубийства Ричарда. Тогда она говорит, что очень тяжело пережить всю свою семью и очень хочется попросить у мужа и детей прощение, но поздно. Очевидно, счастье к ней так и не пришло, да и как оно придёт, если ты понятия не имеешь, чего хочешь на самом деле?
И, наконец, третья женщина — жена Ричарда Кларисса Воган. Волею судьбы она, так же как и муж Верджинии Вульф, редактор. Её брак с Ричардом продолжался недолго и уже давно распался, но она ухаживает за больным бывшим возлюбленным. Возможно, таким образом она бежит от собственных проблем, от собственного недовольства жизнью. В отличии от Верджинии и Лоры Кларисса нашла себе женщину, с которой живёт, как в браке. Оно и понятно, времена другие, всё уже проще. Но у Клариссы всё равно не проходит ощущение, что жизнь прошла куда-то мимо, о чём она и рассказывает своей взрослой дочери. Кларисса пытается быть весёлой, жизнерадостной, но это лишь видимость. Она хочет устроить вечеринку в честь получения Ричардом премии, настаивает на присутствии Ричарда, но он отказывается, заявляя, что всё это суета, и его жизнь не удалась больше, чем у других. В конце концов вторая часть их разговора заканчивается прыжком Ричарда из окна. Зачем Клариссе нужна вечеринка, она и сама не знает. Ей просто хочется, чтобы что-нибудь было. Ну хоть что-нибудь. Пока она готовила к ней пришёл преждевременный гость, чей-то бывший любовник. Из-за перевода не получилось понять, её это любовник, или Ричарда. Но это, наверное, даже и не важно. Важно то, что этот человек, Луис, при кажущейся успешности, тоже несчастлив. Он тоже в поиске из ниоткуда в никуда. "У него печальные глаза", — говорит потом Кларисса дочери. "У всех твоих знакомых печальные глаза", — отвечает та.
Почему-то весь фильм я ожидала, что Кларисса покончит с собой, но этого не случилось. Вместо неё с собой покончил Ричард, а Кларисса выслушала сожаления его матери. Наверное, после этого самой Клариссе трудно было бы решиться на смерть. Фильм заканчивается на том, как она идёт спать и выключает свет. И звучат слова из романа Верджинии о том, что жизнь нужно принять, полюбить и отказаться от неё. Уж не знаю, к чему это...