Снова по просьбе руета.
О Гефестионе известно мало, слишком мало, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы. Древние авторы, очевидно, предполагали, что все и так всё знают, а потому больше занимались анализом Александровских походов. Оно и понятно. Для историков походы важнее и интереснее. Да и кто мог предполагать, что весь материал об Александре куда-то пропадёт! А посему о Гефестионе есть лишь упоминания, и лишь два эпизода описаны более-менее подробно. Это ссора Гефестиона с Кратером и ссора Гефестиона с Эвменом. Оба этих эпизода описал Плутарх. У Арриана описание ссоры Гефестиона с Эвменом тоже было, но именно оно оказалось утрачено. Оставшийся текст в этом месте выглядит так, будто Арриан собирался приводить там ту фразу, которую Плутарх привёл в описании ссоры Гефестиона с Кратером. Возможно, именно на это ощущение купилась Мари Рено, ибо у неё ссора Гефестиона с Эвменом описана как раз так, как у Плутарха описана ссора Гефестиона и Кратера. Однако это лишь ощущение, и додумывать текст на его основании оставим романистам.
читать дальшеИтак, мы знаем, что Гефестион был ближайшим другом Александра, которого ещё с детства Александр считал своим Патроклом. У Гефестиона была очень красивая с точки зрения древних греков внешность, и Диодор с Помпеем Трогом писали, что Александр сначала любил Гефестиона за юношескую красоту, а потом за его заслуги.
О заслугах Гефестиона, кроме пары эпизодов строительства и пары эпизодов дипломатии, нам ничего не известно. Лень искать, кто из авторов, Курций, что ли, упоминал, что Гефестион очень долго осаждал один город. Так долго, что Александр уже начал нервничать. После этого город был взят.
Ни одного высказывания Гефестиона, кроме письма Олимпиаде, древние авторы не приводят. Либо таковые не были записаны вообще, либо никому они не показались интересными. Единственное предположение, которое на основании этого можно сделать, это то, что Гефестион не отличался особым красноречием.
Военная карьера Гефестиона фактически началась лишь после смерти Филоты. Тогда Гефестиону досталось командование половиной гетайров. Что характерно, должность сразу немаленькая. А, после смерти Клита, Гефестион получил и вторую половину гетайров. Однако единственная крупная битва, где ему довелось участвовать как командиру конницы, это битва при Гидаспе. В Согдиане Гефестион возглавлял лишь один из пяти отрядов, созданных для подавления восстания и поимки Спитамена.
Всё это сухие факты, и каждый из них сам по себе практически ни о чём не говорит. Все же вместе наводят на мысль об интроверсии Гефестиона и о его флегматичном темпераменте (по Айзенку, и тут не надо представлять себе крайнюю степень флегматизма ). Неторопливая осада, хорошее руководство малой группой и не слишком заметное проявление себя в большом сражении, где при условии нахождения внутри события преимущество оказывается у экстравертов. Ещё один маленький плюс к этому предположению добавляет тот факт, что Александр был холериком, а, согласно теории Айзенка, наилучшее сочетание темпераментов как раз у холерика с флегматиком и у сангвиника с меланхоликом.
Цитата из письма Гефестиона Олимпиаде, единственное сохранившееся высказывание Гефестиона, говорит более всего о том, что Гефестион знал себе цену и был уверен в чувствах Александра. Он считал для себя возможным ставить на место даже царицу. Что ж, размазнёй Гефестион точно не был. Будучи хилиархом, он вмешивался в дела Эвмена, т. е. канцелярии (вряд ли уж в личные дела).
Любил ли Гефестион музыку и искусства сами по себе, или же понабрался от Александра, мы не знаем. Во всяком случае, он покровительствовал музыкантам. Об этом можно судить по причине его самой яркой ссоры с Эвменом. Характерно то, что в конце концов Гефестион таки победил, и что не он первый побежал жаловаться Александру на возникший конфликт. Это опять же пунктик за уверенность Гефестиона в себе.
Итак, получается спокойный самоуверенный человек, редко поддающийся на чувства, но, если уж заведётся, то способный пустить в ход оружие и уничтожить противника (типично для флегматика).
Современники любили обвинять Гефестиона в ревности. Её же называли причиной ссоры с Кратером. Чтобы понять, почему, и представить себе это событие, нужно попытаться представить ещё и Кратера, всё-таки, значение имеют характеры обеих сторон. Кратера безумно любили солдаты, он был уступчив и послушен, глубоко уважал царскую власть, отчего сначала служил верой и правдой Филиппу, потом Александру, а потом ещё и Антипатру. Как так получилось, что у благородного и уважаемого всеми Кратера возник столь серьёзный конфликт с Гефестионом? Понятно, что общие симпатии в такой ситуации оказывались на стороне Кратера, и все обвинения достались Гефестиону.
В общем-то, не поделить они могли всё, что угодно. Кратер тоже был далеко не трус. Примеры, как люди ссорятся слово, за слово приводить, я думаю, не надо. И тут вовсе не обязательно, что кто-то был реально виноват. Может, и не был. Важно другое. А именно, то, как ссора выглядела со стороны. Излишне самоуверенный и вызывающий зависть Гефестион и отзывчивый, искренний и сильный духом Кратер.
Тут был вопрос, почему Александр наехал столь безапелляционно именно на Гефестиона. Думаю, тут было две основных причины. Первая заключается в том, что человек вообще очень часто больше всего орёт на самых ему близких. Пример тому ссоры супругов и родителей с детьми. Вот уж где люди не стесняются эмоций! И Александр не оказался исключением. Гефестион был ему ближе, вот и получил "неформальный" выговор. А Кратер, как лицо более официальное, и втык получил в более официальной манере. Естественно, настолько, насколько это было принято в те времена. Вторая причина — сложность самой ситуации. Александр оказался поставлен в сложное положение. Если бы он не отреагировал так бурно на поступок Гефестиона, его бы обвинили в слабости по отношению к собственным привязанностям, а этого он допустить не мог. И ещё, пожалуй, кое-что. Если предположить, что моё представление характеров героев верно, то вероятность того, что первым ударит Гефестион, была выше, чем вероятность первого удара от Кратера. Всё-таки, состояние аффекта вещь такая, человек сначала делает, а потом думает.
Что ещё такого интересного тут можно сказать? Эпизод смерти Гефестиона, если рассматривать его по Плутарху, говорит о том, что Гефестион имел склонность идти на поводу у своих физических потребностей. Естественно, по возможности, ел, когда просыпался голод, спал, когда хотелось спать, пил, когда была возможность выпить. Другими словами, ему не было свойственно экспериментировать над своей выносливостью посредством нарочитых голодовок, намеренного отказа от "всего самого необходимого" и т. д., чем так старательно тренировал маленького Александра его наставник Леонид. Отсюда можно усомниться в отсутствии сексуальной жизни у Гефестиона. Мы привыкли представлять его себе одиноким, ревнующим Александра к его жёнам и любовницам, но такое положение вещей и само по себе маловероятно. Всё-таки, древние македонцы и греки относились к сексу проще, изменой он не воспринимался, если партнёр не обладал высоким статусом (мужчины— полигамны, женщины моногамны, кроме гетер). Поэтому не думаю, что у Гефестиона были какие-то проблемы в этой области. Просто имена тех, кто приходил к нему, история не сохранила, как не сохранила имена подруг многих других соратников Александра.