В жизни случаются довольно интересные совпадения. Обсуждаем на Александровском сообществе психологию любимых героев, в чём-то созвучную тему подняла в своём дайре
Fatalit, а на психологическом комьюнити в ЖЖ кто-то запостил ссылку вот на
эту статью. Статья, естественно, не об Александре, она о разнице мышления людей разных исторических эпох и детей разных возрастов.
Статья носит сильный отпечаток психологии советского времени. В частности, наблюдается стремление поставить во главу угла социально-экономический строй как первопричину всего на свете. Но, если обстрагироваться от этого, т. к. социально-экономический строй так же, как и мышление, является не причиной а следствием чего-то такого, что я сейчас не возьмусь сформулировать, то в статье можно найти много интересного. Это те знания, которые могли бы помочь нам лучше представить, как мыслили, что ценили, как воспринимали мир те, кто жил за много сотен, а то и тысяч лет до нас.
Люди советуют также прочитать книгу Ллойда Демоза "
Психоистория". Хоть я её ещё и не прочитала, но ссылку на неё всё равно кинула. Если эту книгу ценят, значит что-то в ней есть, кому-то может пригодиться.
Кстати, разница в мышлении людей древних и современных заметна даже у Гомера, который, описывая события, не заморачивался на хронологии и не отмечал возрастных изменений персонажей, зато подробно указывал, кто кого ранил в битве, как выглядел щит Ахилла и т. д.
В общем, любопытно.
читать дальшеНачала я читать "Психоисторию". Книга такая немного странная. Больше всего она у меня ассоциируется с ГУ DeeLatener'a... Пожалуй её можно даже назвать травмоопасной.
Однако любопытных фактов в ней от этого не меньше. Например, одна из возможных причин распространения гомосексуальности в Древней Греции:
Доступные нам статистические данные по античности показывают большой избыток мальчиков по отношению к девочкам. К примеру, в 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей; в 32 семьях было по одному ребенку, в 31 - по два. Как пишет Джек Линдсей: «Иметь двух сыновей не было необычным, иногда их было и трое, но больше, чем одна дочь в семье - такого практически не бывало. Посейдипп сообщает, что «даже богатые люди всегда бросают дочь». Из 600 семей, о которых остались надписи второго века в Дельфах, лишь один процент имел по две дочери».
Если женщина могла достаться только каждому четвёртому мужчине, то остальным приходилось обходиться как-нибудь так...
Раньше я удивлялась, на что в Древней Греции жили гетеры? Нафиг кому-то надо было тратить на них деньги? Теперь понятно, что проблема выживания перед гетерами не стояла.
Высказывание Полибия чем-то напоминает причитания современных русских националистов:
«В наше время во всей Греции - низкая рождаемость и общее снижение народонаселения, из-за этого города пришли в запустение, а земля перестала давать урожай, хотя не было ни длительных войн, ни эпидемий... ведь люди впали в такие причуды, скупость и праздность, что не хотят жениться, а если женились - растить детей, которых имеют обычно не больше одного-двух...»
Про Аристотеля:
Главное возражение Аристотеля против идеи Платона о совместном содержании детей состояло в том, что мужчины не смогут отличить своих детей от чужих, а заниматься сексом со своими детьми, говорит Аристотель, «не пристало».
Неужели правда он так мыслил? Ну, в смысле, ведь у кого чего болит...