"Лорка, смерть поэта" — фильм из шести серий, последняя из которых вдвое длиннее остальных. Нам, привыкшим к американскому стилю кинематографа, уже непросто смотреть такие фильмы, которые могут показаться слишком сложными и затянутыми. Думаю, многие не осилили дальше первой серии, а фильм на самом деле сильный. В нём есть всё, что нужно, и показано это сухо, ярко и естественно, будто бы даже без оценки. На фоне происходящих на Украине событий смотрится особенно актуально. Вот страна до правого поворота, вот она после. Вот к власти приходят фашисты, объявляется право убивать "врагов" без суда и следствия... Сколько жертв случайных и не очень! И перед произволом людей с оружием беспомощны все: и богатые, и бедные. Лорка был богат и знаменит. Ему это не помогло.
Тема нетрадиционной сексуальной ориентации поэта раскрыта полностью. И тоже сухо и естественно, без столь любимой американцами истерики, когда на передний план выплывает борьба персонажей с чувством собственной ущербности, приводящая к клиническому неадеквату в их действиях. В этом фильме никто из персонажей не чувствует себя ущербным, и акцент делается на совсем другие вещи. Более значимые.
В фильме не замалчивается страх смерти, но показывается его преодоление. Каждая серия начинается, как с заставки, с эпизода расстрела, и минута за минутой приближает нас к неминуемому финалу. Финалу страшному, но после прихода фашистов уже неизбежному.
И вот что ещё лично мне бросилось в глаза, так это любовь испанской богемы к Испании. У нас, в России, представители богемы ненавидят нашу страну сильнее, чем это можно себе представить. Наверное, эта ненависть сильнее всяких чувств, что они когда-либо испытывали в жизни. В Испании же тех лет многие представители богемной элиты, и Лорка в том числе, были влюблены в свою страну. Они восхищались её традициями, народным творчеством, самим народом. И это те самые гламурненькие богатенькие мальчики в отглаженных костюмчиках, ведущие праздный образ жизни, неспособные позаботиться о себе. Для нашей реальности это кажется невероятным, но там тогда очевидным образом так было.