"Для эллинистических государств характерна своеобразная политическая структура: обычно ими управляли монархические династии, кроме того они имели административный и культурный центр — столицу. Человек эллинистической эпохи — не гражданин классического полиса, который хотя бы в лицо знает всех граждан и смело поднимает руку на народном собрании, голосуя за предложение своего соседа. Теперь человек — подданный царя. Никаких общественных интересов у него нет. Поэтому основные философские течения эллинистического периода эпикуреизм и стоицизм обещают счастье не во внешнем мире, а в самом себе. "Проживи незаметно" — советуют эпикурейцы. Стоики считают, что скрыться невозможно, потому что члены общества, как некоего живого организма, связаны между собой, но человек не должен реагировать на то, что происходит вокруг него, а одинаково равнодушно встречать и успех, и несчастье. Сторонники третьего направления, кинизма, утверждали, что цель человеческой жизни — не накопление материальных благ, а воспитание добродетели. Свои убеждения киники выражали как вызов обществу, живущему материальными ценностями.

читать дальше



Ничего не напоминает? Мне кажется, что есть что-то общее с нашим временем. Тоже противоречивым и с отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Те же призывы быть маленькими людьми и иметь хату скраю, тоже успехи в точных науках и странная тяга к оккультизму.

Я раньше думала, как же по геройскому античному миру, миру красоты и гармонии, могло распространиться христианство? А оказывается, вот как... Триста лет под него подкладывалась почва...