"Для эллинистических государств характерна своеобразная политическая структура: обычно ими управляли монархические династии, кроме того они имели административный и культурный центр — столицу. Человек эллинистической эпохи — не гражданин классического полиса, который хотя бы в лицо знает всех граждан и смело поднимает руку на народном собрании, голосуя за предложение своего соседа. Теперь человек — подданный царя. Никаких общественных интересов у него нет. Поэтому основные философские течения эллинистического периода эпикуреизм и стоицизм обещают счастье не во внешнем мире, а в самом себе. "Проживи незаметно" — советуют эпикурейцы. Стоики считают, что скрыться невозможно, потому что члены общества, как некоего живого организма, связаны между собой, но человек не должен реагировать на то, что происходит вокруг него, а одинаково равнодушно встречать и успех, и несчастье. Сторонники третьего направления, кинизма, утверждали, что цель человеческой жизни — не накопление материальных благ, а воспитание добродетели. Свои убеждения киники выражали как вызов обществу, живущему материальными ценностями.
читать дальшеИскусство этой эпохи начинает углубляться в мир индивида. Скульптура берётся изображать человеческую фигуру или лицо, искажённые мукой или страхом, появляются изображения детей, больше внимания уделяется индивидуализации портрета. Даже могущественная Афродита ваяется теперь как молодая мама, посадившая на колени Эрота и забавляющая сына погремушкой.
Эллинизм был противоречивой эпохой. Он отличается склонностью к декоративности, стремлением к эффекту, с другой же стороны, — углублением во внутренний мир человека, появляется интерес к бытовым деталям. Для эллинизма характерен пафос рационалистического познания мира, расцвет точных наук, однако именно в это время появляется интерес к противоположным вещам: гаданиям, мистическим культам и другим иррациональным вещам.
Люди нового мира не чувствовали себя в безопасности. Когда монархи поделили мир, люди не чувствовали себя хозяевами судьбы, потому что государством правил живший далеко царь со своими помощниками. Огромное эллинистическое государство — это не маленький уютный полис, где всегда можно опереться на плечо согражданина и надеяться на покровительство богов своего города. Это было огромное пространство, на котором олимпийские боги выглядели недостижимо высокими. Казалось, что в мире не осталось ни постоянства, ни твёрдости. Люди начали почитать новую капризную и непостоянную богиню случая Тиху. Правитель Афин философ Деметрий Фалерский написал трактат "О случайности", в котором доказывает всемогущество Тихи. Он говорит, что, если бы кто-нибудь пятьдесят лет назад предсказал бы будущее персов и македонцев, никто бы не поверил предсказателю. Кто мог подумать, что через полстолетия не останется больше имени персов, владевших почти всем миром, и что поднимутся никому не известные македонцы. Ничего нельзя предвидеть заранее, никто не может быть уверен в будущем, потому что всё меняется". (Из книги Д. Дилите "Античная литература")
Ничего не напоминает? Мне кажется, что есть что-то общее с нашим временем. Тоже противоречивым и с отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Те же призывы быть маленькими людьми и иметь хату скраю, тоже успехи в точных науках и странная тяга к оккультизму.
Я раньше думала, как же по геройскому античному миру, миру красоты и гармонии, могло распространиться христианство? А оказывается, вот как... Триста лет под него подкладывалась почва...