Возможно, это покажется странным, но мне нравятся пеплумы, в том числе и классические, пятидесятых-шестидесятых годов. Есть в них нечто красивое, яркое, героическое.
Старые пеплумы представляются мне современным вариантом древнего героического эпоса. Их дух идентичен духу бессмертных произведений Гомера. И за этот дух я готова простить этим фильмам исторические неточности, упрощения событий, введение не существовавших сюжетных линий. Подозреваю, что поэмы Гомера столь же неточно отражают историческую реальность, сколь неточно её отражают и классические пеплумы, да и задача перед ними ставилась совсем другая: воспеть благородство и героизм, чистоту чувств и помыслов.
К несчастью, в нашем веке классические пеплумы уже не пользуются такой популярностью. Дело в том, что со времён середины двадцатого века мода коренным образом изменилась. В неё вошёл реализм, а театральный пафос стал казаться чем-то смешным и недостойным. Отразилась новая мода и на пеплумах, однако тут палка оказалась о двух концах. Т. к. пеплум является героическим эпосом по сути, попытки привнести в него элементы реализма дают в результате нелепую смесь с претензией на правдоподобие с одной стороны и полнейшую неправдоподобность с другой. Но, т. к. претензии на правдоподобие заявлены, а жанровые правила нарушены, дотошный зритель вроде меня невольно начинает сравнивать, а соответствует ли фильм своим заявам? И ответ, как правило, оказывается отрицательным.
читать дальшеВ большинстве современных пеплумов уже нет того культа героизма, красоты и благородства, нет свойственной жанру вычурности и театральности. Героев с одной стороны стараются изобразить грязными и пыльными, если они в пути, бледными и уставшими, если они болеют, т. е. реалистичными, а с другой стороны, их поступки и желания, логика их действий остаются столь же идеализированными, как это было в классических пеплумах. В результате получается ни сказка, ни быль, ни рыба, ни мясо. Потеряв черты героического эпоса, современный пеплум не приобрел и черты исторического повествования. Да и неточности в пересказе событий остались всё те же, зато создатели фильмов с гордостью заявляют, что их консультировали лучшие историки-консультанты, и весь фильм представляет собой чистейшую правду и ничего, кроме правды. После таких фильмов ощущение остаётся двойственное. И впечатление вроде бы есть, но и есть такое ощущение, будто тебя обманули.
Ещё одна черта современных пеплумов, которая мне не нравится — кровавость. Смакуются моменты нанесения ран, расчленения, искажённые страданием лица. Такое впечатление, что режиссёры фильмов считают зрителей таким же быдлом, каким они были во времена Древнего Рима, когда весь город собирался смотреть гладиаторские бои и требовал проигравшему смерти. Возможно, в современном мире действительно присутствует такая истеричность, что заставляет людей кайфовать от вида пыток, но лично мне это неприятно. Гомер почему-то не описывал, как из ран выпадали кишки и как фонтаном хлестала кровь, ибо это имеет мало отношение к славе героев. Нет таких эпизодов и в классических пеплумах. А современные пеплумы наполовину состоят из них.
Конечно, среди современных пеплумов тоже есть замечательные фильмы. Например, "Король Артур", снятый скорее по правилам классического пеплума. Приятно, хотя и не идеально выглядят, на мой взгляд, "Елена Троянская" и "Троя". Обычно "Трою" оценивают выше "Елены Троянской", хотя я бы оценила наоборот. Несмотря на то, что в "Трое" лучше подобраны некоторые актёры (например, Елена в "Трое" лучше, имхо, так же как Парис, Гектор и Ахиллес), "Елена Троянская" значительно лучше как сюжет и фильм в целом.
Сейчас много говорят о фильме "300", снятого по комиксу. Это гибрид пеплума с фэнтези. Честно говоря, меня не привлекает эта идея. Возможно, я консервативна, но такой гибридизации нет места в моей душе. Мне, пожалуйста, мух отдельно, котлеты отдельно. И торт желательно солёными огурцами не заправлять. Но за всех говорить не возьмусь, у всех свои вкусы. Кому-то и торт с солёными огурцами пришёлся вполне по нраву.
Идеальным пеплумом для меня бы был такой, который снят близко к классическому канону, но, разумеется, с использованием достижений современной техники и с максимально логичным сюжетом. А надо ли снимать пеплумы вообще? Конечно, надо! В мире должно быть как можно больше прекрасного, да и детей следует воспитывать в идеалах красоты, гармонии и благородства. А что, как не пеплумы, может научить этому в век компьютерных технологий?