Среди поклонников Александра принято отзываться о Демосфене крайне негативно, т. к. Демосфен и Александр были непримиримыми противниками, а объективность у нас, как водится, не в моде. Я же считаю, что однозначной оценки тут быть не может. Всё-таки каждая сторона руководствовалась собственной правдой и собственными интересами. Благо Македонии было не там, где благо Греции, а благо Александра находилось и не там, и не там.
С поражением греков при Херонеи закончилась свобода Греции, закончилось торжество демократии и, возможно, оборвался тот особенный путь, которым могла бы пойти Европа в достижении правового гуманного общества без падения в пучину средневековья, а то и в обход феодализма.
Конечно, что случилось, то случилось, но на каком основании можно говорить о негативной роли Демосфена, тогда как он ратовал за свободу своего Отечества, за счастье страны, которой многие из нас искренне восхищаются? Нам ещё повезло, что у греческой культуры оказался столь мощный потенциал, что ни македонское, ни даже римское иго не искоренило её...
читать дальшеО Демосфене известно довольно много. Это был человек, который всего добился сам, не будучи ни царевичем, ни богачом (его состояние растратили его опекуны), не имея ни образования, ни природных данных. Он работал над собой с фанатическим упорством и в конечном итоге добился того, что его зауважали не только сограждане, но и далёкие потомки. Голос Демосфена — это последний голос свободной Греции.
Кое-кто считает Демосфена трусом за то, что он бежал с поля боя после поражения греческой армии. Что ж, мне бы хотелось посмотреть на таких "считающих", поставленных в те же условия. Так ли уж уверены они, что сами бы не бежали, предпочтя плен и смерть под пытками? Тем более, что Демосфен не был воином, он был известным политиком, и его пленение могло стать ещё одним символом поражения греков.
Мне кажется, что Демосфен был смелым и принципиальным человеком, так как отстаивал свою точку зрения до конца, не взирая на опасности и малую вероятность победы. Ставкой в этой борьбе была его жизнь, и он решился на такую ставку. И едва ли это было продиктовано одним лишь стремлением к личной славе. Гораздо больше славы приносит служение победителю, чем борьба с заведомо превосходящим по силе противником. Думаю, Демосфеном руководил именно патриотизм.
Другими характерными чертами Демосфена, на мой взгляд, являются эмоциональность и впечатлительность. Плутарх пишет, что Демосфен сильно переживал в изгнании, а при неудачах выглядел явно подавленным. Речи его также были весьма эмоциональны.
Налаживать личные отношения с людьми он, видимо, умел не шибко. Недоброжелателей и врагов у него хватало. Складывается даже впечатление, что его взгляды импонировали людям более, чем он сам.
Возможно, также, что у Демосфена был особый страх перед физической болью или пытками. Так заставляет подумать и его бегство с поля боя и выбранный им способ смерти. Считается, что Демосфен принял яд, дабы не попадать в плен, хотя существуют и другие версии, например "что Демосфен умер не от яда, но что боги взыскали его наградою и попечением, вырвав из жестоких когтей македонян и даровав кончину скорую и безболезненную" (Плутарх).
Если подходить к личности Демосфена с позиции соционики, то, скорее всего, он был кем-то из черноинтуитивных типов, вероятнее, экстравертных. И более похож на ИЛЭ (Дон Кихот), чем на ИЭЭ (Гексли), ибо и демократ, и с этикой отношений не всё в порядке, и свобода в сверхценностях. Ну а по темпераменту явный холерик.