Фильм представляет собой шесть эпизодов: Тиберий Гракх, Цезарь, Нерон, восстание в Иудее, Константин и взятие Рима готами. Каждый эпизод — что-то вроде маленького художественного фильма с пояснениями закадровым голосом.
По случайности мы начали просмотр с Нерона. Целью этого эпизода явно не было показать всю жизнь обозначенной персоны. Начинается он с пожара, а дальнейший акцент ставится на разорительном для Империи строительстве. Все основные странности Нерона переданы неплохо, тем более, что актёра на эту роль взяли великолепного. Он выглядит сумасшедшим как в своём стремлении играть на сцене, так и в требованиях во что бы то ни стало раздобыть деньги на строительство. Упоминаются проведённые им казни с целью пополнить казну, убийство Поппеи, увлечение Спором. Почему-то Поппея названа сестрой Нерона (а, если не она, то не понятно, кто), а Спора якобы кастрировали против его воли. Безумный Нерон же называл Спора Поппеей... Покончил с собой он со словами "какой великий актёр погибает", как ему и положено по истории.
читать дальшеДалее мы посмотрели про Цезаря. Этот эпизод начинается с окончания галльского похода (как и сериал "Рим"), а заканчивается победой Цезаря над Помпеем. Далее просто говорится, что Цезарь правил недолго и погиб от рук заговорщиков. Помпей очень похож на себя из сериала. Вина за его поражение и даже за праздничный стол до победы полностью возложена на Марцелла. Якобы это Марцелл торопил Помпея и распорядился относительно стола. Марцелл изображён явно отрицательным и внешне похож на сериального Катона. Здешний Катон тоже отрицательным, но не настолько. Цезарь не так величественен, как в сериале, но типаж тот же. Марк Антоний выглядит юношей. К республике и её приверженцам у авторов фильма отношение явно отрицательное, а к императорам — неоднозначное.
Рассказ о Тиберии Гракхе начат со взятия Карфагена. Далее несколько художественных зарисовок объясняют, почему он взялся защищать бедных. Фигурирует и мать Тиберия, выражающая желание войти в историю как мать великого человека. Кульминация эпизода — собрание народных трибунов, где сначала вето наложили на проект Тиберия, а он в ответ наложил вето на всё остальное, чем и вынудил принять свой закон. Подчёркнуто, как легко злоумышленникам удалось обмануть римлян, заявив, будто Тиберий на самом деле всего лишь охотится за царской короной. Всего несколько слухов — и всё. Ничто уже не могло помешать убийству. Сенаторы показаны очень отрицательными. Прямо таки натуральными злодеями.
Рассказ о восстании в Иудее тоже имеет в центре личность. Вернее, две личности: Тита и Веспасиана. Однако это уже рассказ более о военных хитростях, чем о людях. Сказана пара слов о причинах восстания и о том, как его воспринимала еврейская сторона. Жестокость римлян, в наказание убивавших всех иудеев подряд, оправдывается жестокостью самих иудеев, где к власти пришли религиозные фанатики, убившие собственных лидеров в священном храме. Иосиф, перешедший на сторону Рима, изображён положительным героем, несмотря на то, что он фактически перебил всех своих товарищей, скрывавшихся вместе с ним в колодце. Ну и конечно, замечательная осада Иерусалима с подкопом, который иудеи сами же вырыли себе на беду! В общем, для победы надо быть не только хитрым, но и умным.
Константин, если честно, меня удивил. Раньше мне как-то не доводилось читать подробностей его биографии. Почему-то мне казалось, что он если и не хорош, то и не мудак последний. Судя же по этому фильму, именно мудак. Он не безумец, какими были Нерон или Калигула, он расчетливый хитрый мерзавец, способный ради власти на предательство, обман, насилие. Ничего себе, христианский святой! Хотя, какова религия — таковы и святые... Он сказал, что готов молиться любому богу, давшему ему победу. Тут какой-то христианин-проныра предложил написать на щитах христианские символы, дескать именно с этими символами Константин сможет завоевать мир. Константин был дядькой рисковым, решил попробовать. И так получилось, что его противник допустил глупейшую ошибку, из-за чего погиб. Так была доказана сила христианского бога. Войдя в Рим и пообещав римлянам с три короба, Константин разграбил храмы и на эти деньги построил христианские церкви, освободил их от налогов и пошёл захватывать восточную часть империи, без малейшего зазрения совести использовав ради этого свою сестру Констанцию. Врагов он убивал явно, а союзников — тайно. Убил он и свою жену. Вражеские войска же принимали христианскую символику на знамёнах за колдовские руны, а потому пугались и бежали с поля боя. Так восторжествовало Зло...
В рассказ о захвате Рима готами особенно подчёркивается, что готы вовсе даже и не собирались брать город. Они лишь хотели вынудить императора Гонория сдержать своё слово и выдать им обещанные земли. Однако Гонорий во всём слушался советников, советовавших ему самые худшие и безграмотные варианты действия. Именно из-за них Гонорий не мог сдержать своего слова, неоднократно обманывая готов. В фильме он показан совсем беспомощным юнцом, полностью зависящим от окружающих. Король готов Аларих показан умным и добрым, в течение долгого времени сдерживающим своих людей от расправы над беспомощным Римом. Именно этот эпизод назван в фильме началом конца Римской Империи.