Интересный фильм. Речь в нём идёт об иерархической системе. Невольно вспомнилось, как мы, учась в довольно-таки либеральной школе позднесоветского периода, при малейших попытках навязать нам хоть какую-то систему иерархии и хоть какие-то правила поведения, выражали яростный протест вплоть до срыва занятий и изгнания учителей. Английской же аристократии тридцатых годов такие порывы были явно чужды. В закрытой элитарной школе для мальчиков, показанной в фильме, царит узаконенная дедовщина. Младшие прислуживают старшим, среди тех, в свою очередь, также существуют низшие и высшие категории. Переход из одной категории в другую осуществляется по жёстким правилам, и всех это устраивает! Никто, кроме одного человека — марксиста Томми Джадда не выражает недовольство. Все стремятся выслужиться, чтобы поскорее пришло их время занять более высокую иерархическую ступень. Движение по ступеням школьной иерархии является для учеников смыслом их жизни. И только Томми Джадд не согласен с этим смыслом. Он сам по себе, и у коллектива нет никаких рычагов воздействия на него. У аристократов не принято решать проблемы мордобоем. Такое впечатление, что школьная система ещё ни разу не сталкивалась с нежелающими в неё влиться и попросту не имеет механизма борьбы с ними. Особенно если человек не ценит и саму школу. А вот с теми, кто ценит и школу, и систему механизм борьбы очень даже выработан. Протестовать против системы, находясь внутри неё, невозможно. С этим, собственно, и сталкивается главный герой Гай Беннет.
читать дальшеБеннет не желает скрывать свою ориентацию, как и Джадд не желает скрывать свои взгляды. Но у Джадда есть два больших преимущества: он следит за своей репутацией и презирает школьную иерархию. Он не лезет ни в "боги", ни в префекты, требуя от себя строго следовать на деле тому, что говорит на словах. Он не может позволить себе дискредитировать великую идею. Нашим бы коммунистам, особенно из КПРФ, такую честность! А то дискредитировали понятие "коммунизм" так, что дальше уже некуда, превратив его, по сути, в свою противоположность. Но вернёмся к фильму.
Беннет, как и все, кроме Джадда, видит смысл своей жизни в подъёме по ступеням школьной иерархии. Он даже в школе остаётся исключительно для этого, хотя родители его ни на чём не настаивают. Его цель ясна и понятна, но... что-то внутри его, вопреки всякому здравому смыслу призывает его протестовать. Притом протестовать без идейно, просто так, подгаживая общей репутации "дома" (так там называются что-то вроде факультетов). Естественно, система не может ему этого простить и лишает его возможности продвижения по иерархической лестнице. Беннет обижается. Обида его оказывается столь сильной, что вынуждает его не просто отказаться от иерархии, но и стать шпионом в пользу СССР. Спокойную старость он встречает в элитарной московской квартире. Нужно ли говорить, что Джадд не встретил старости? Такие, как он, умирают молодыми, умирают на полях сражений... в данном случае это, разумеется же, Испания.
Что касается гомофобии, лично я её в фильме не заметила, и потому монолог Беннета на эту темы показался мне каким-то неуместным. Его же наказали вовсе не за то, что он гей, а за то, что подставил свою команду на параде. На гомосексуальные связи же в школе наоборот смотрели сквозь пальцы, изо всех сил стараясь не замечать. Чтобы пострадать от гомосексуальности нужно было попасться преподавателям (что с одной парой и произошло), и то лишь потому, что преподаватели были не местные. А из ребят никто ни на кого не доносил, все прекрасно ладили и прикрывали друг друга. И ещё, что касается этой темы, я думаю, застал бы преподаватель кого-нибудь из мальчиков с приведённой с улицы девочкой, результат был бы тот же самый: исключение из школы. Ну, не положено в школе заниматься сексом в любом его виде. А то, что Беннет опустился до шантажа, его совершенно не красит. И за шантаж ему тоже, понятное дело, отомстили. Так что за что боролся, на то и напоролся.