Посмотрела таки этот фильм. Ну, что тут можно сказать? Он действительно получше "Волкодава". Если наш кинематограф будет развиваться такими темпами, то лет через десять у нас вновь научатся снимать хорошие фильмы.
Если говорить о плюсах, то... ну, не знаю... рожи у наших актёров не голливудские. Не все появляющиеся в кадре персонажи статные красавцы, что, без сомнения, приближает фильм к жизни. Спецэффекты глаза не мозолят, нет ощущения дешевизны.
Минусов много. В первую очередь я бы назвала рваность сюжета. Почему-то не получилось сделать так, чтобы сюжет оставался цельным и законченным. Такое впечатление, что не хватает эпизодов. Родомир — отечественный вариант Ланселота. Вроде бы его линия одна из центральных, но всё равно какая-то непонятная. Когда он уходил со двора Александра, было такое впечатление, что он собирается уехать из города, однако перед отправкой на битву его показывают среди войска. Развитие его отношений с Дарьей вообще осталось покрытым мраком неизвестности, хотя Дарья тоже одна из важных героинь. Вот подобные недомолвки и порождают ощущение разорванности и непроработанности сюжета.
Сама невская битва... хм... честно признаться, я не знаю её исторических подробностей. В фильме она напоминала первую победу Спартака над римским войском, когда римляне расположились на ночь в неукреплённом лагере и подверглись внезапной атаке. Шведы повторили их ошибку. Приплыв рано утром на кораблях, они тоже разбили неукреплённый лагерь и, даже не выставив толком охраны, завалились спать. На этот лагерь и напали русские во главе с Александром. При этом напали довольно беспорядочно, но, так как шведы вообще не были готовы к сражению, с них хватило и этого. Тем более, что в отряде шведов оказалось всего два конных рыцаря. Если великая битва действительно выглядела так, то боевые умения русских были в те времена на очень низком уровне.
Интересно, пожалуй, вот что. Любой фильм, как известно, отражает дух времени, в которое он был снят. Каков же дух нашего времени?
Во-первых, все бояре (законодатели) отрицательные. Всякие там законы, права и свободы суть — зло, а правильно — это когда один человек имеет абсолютную власть над всем и по своему усмотрению творит расправы в обществе. Нет ничего плохого в том, чтобы по подозрению в каком-либо неверном действии людей казнили без суда и следствия. В общем, слава террору! Когда Александр втихомолку казнил бояр, лишь самые неприятные для зрителя потребовали от него доказательств обоснованности казни, и именно эти бояре показаны как самые отрицательные. Да уж, такой ненависти к демократическим институтам даже в советских фильмах не было.
Во-вторых, фильм даёт однозначный ответ на вопрос, какой же путь развития, восточный или западный, необходим России. Как несложно догадаться, выбор делается в сторону Востока. Монголо-татары пусть и не очень положительные, но и не очень отрицательные, в отличие от немцев и шведов. Александр перефразировал защитников Константинополя, когда сказал, что пусть лучше Русь окажется под монголами, чем под Римским Папой. Так что сторонники западного пути развития России могут дружно идти лесом, всё уже решили за них.
Ну и в-третьих, фильм является рекламой православия, хоть и очень корявой. Чтобы проникнуться этой рекламой, нужно уже быть немного... того... зато тому, то таки того, однозначно показывают, кто самый злейший враг России — латинизированные страны Запада.
Вот такое вот кино.