На каждом шагу приходится наблюдать, как несамостоятельно люди мыслят. Как склонны они верить "авторитетам", даже не задумываясь, насколько этот "авторитет" может быть неправ. Да ещё и пожурят сомневающегося типа "Он (она) лучше знает!" Лучше знает что, простите? Откуда? Как проверить?
В общем, вот яркий и интересный пример несамостоятельности человеческого мышления.
Из статьи
Владислава Эстрина:
Доктор Милгрэм (S. Milgram), работавший в шестидесятых годах в Йельском университете (США), был как и все поражен размахом изуверства в 30-х и 40-х годах нашего века. Масштаб преступления требовал огромного количества исполнителей. И таковые находились! А ведь они были, по всей вероятности, люди незлые, со своими взглядами на жизнь и, может быть, даже умные. Доктор Милгрэм поставил вопрос несколько иначе, а, главное, гораздо интереснее, чем мой друг, а именно: "А смогли ли бы мы?" Смогли ли бы люди, такие же "нормальные" как мы все, выполнять немыслимые в своей жестокости приказы? Ответом на этот вопрос стал эксперимент, проведенный им в 1960-63 гг. на психологическом факультете Йельского университета (США).
читать дальшеВ местных газетах появилось объявление о проведении научного эксперимента. Цель - выявить воздействие наказания на заучивание списков слов. Престиж науки был в 60-е годы еще более высок чем в наши дни и на это объявление откликнулось большое количество людей самых разных возрастов, профессий, характеров и общественных позиций. Желающие принять участие в эксперименте были разделены жребием на "учителей" и "учеников". В обязанность "учителя" входила необходимость увеличивать жестокость наказания "ученика" за каждую новую ошибку. "Учитель" располагался за внушительным пультом с рядом кнопок, позволявших посылать удары тока напряжением от 15 до 450 вольт на стул, где сидел "ученик". Рядом с каждой кнопкой было указано напряжение соответствующего разряда и сила вызываемого им шока. Например: 300 вольт - тяжелый шок или 400 вольт - опасный шок. Последняя кнопка, соответствовавшая разряду в 450 вольт, сопровождалась табличкой, на которой было написано лишь "ХХХ".
Все было устроено так, что "люди с улицы" становились только "учителями". "Ученик" же был "подсадной уткой", актером, убедительно игравшим роль подопытного. Никакие удары тока он не испытывал и объектом эксперимента являлся не он, а "учитель", которому Милгрэм объяснял, что удары тока являются неотъемлемой и даже самой важной частью эксперимента и что опыт потеряет всякий смысл, если требования экспериментатора не будут выполнятся. Тем самым Милгрэм хотел определить, какова степень покорности и доверия к авторитету.
После этого добропорядочные члены общества посылали "ученику" удары тока в сто вольт, невзирая на его стоны и крики о помощи. А потом, не реагируя на его мольбы, разряды силой от 200 до 300 вольт. Актер корчился от мнимой боли и умолял прекратить эксперимент. Тем не менее две трети испытуемых, выполнявших роль учителя, доводили силу разрядов тока до потенциально смертельных. Единственной объективной принуждающей силой при этом был экспериментатор, спокойно и настойчиво объяснявший "учителям" что эксперимент должен продолжаться независимо от реакции "ученика". Нужно заметить, что за выполнение приказов не было обещано никакого вознаграждения. Каждый был в праве отказаться от нечеловеческих методов наказания.
Немаловажной являлась также фигура экспериментатора. Не только сам доктор Милгрэм брал на себя эту роль, но его ассистенты, а также специально подобранные актеры. И что интересно, даже когда в роли экспериментатора выступали люди, на вид никак не способные вызвать доверие, было выявлено 48% "покорных" исполнителей. Иногда приказ передавался не прямо, а с помощью переговорного устройства. Но и в таких случаях не менее 20% исполнителей доводили разряды тока до смертельных доз.
Эксперимент был с успехом повторен во многих странах мира и дает основания утверждать, что в любом обществе имеется от 20 до 65% людей, способных в определенных условиях выполнить любой, даже самый жестокий приказ.