Вот настала и моя очередь восхвалять этот фильм. Большое спасибо Ди за то, что принёс мне его посмотреть! Фильм действительно великолепен. И не только Рис-Майерсом, хотя теперь я ещё больше понимаю тех, кто сходит с ума по Джонику.
Внешний вид замка, а также белая птичка невольно напомнили мне "Лабиринт".
При том так напомнили, что всю оставшуюся часть ночи я с замиранием сердца смотрела сон, где сгибридизировались эти два фильма. В том мире, в мире Горменгаста, всё такое же неестественное, одновременно зыбкое и вечное, как и в стране короля гоблинов. Можно бродить по замку и годами не встречать друг друга... Пыль, паутина - как символ времени и бесполезности. Вот существует замок, всё в нём живёт своей жизнью, но вместе с тем и не живёт вовсе. Слуги состарились, графский род практически выродился. И только Стирпайк привносит в это затхлое болото струю свежести, стремление к деятельности и к переменам.
читать дальшеВ принципе, наследник Титус, как мне показалось, не является таким уж антиподом Стирпайку. Можно даже было бы сказать, что они похожи. Просто Титусу больше повезло, он не подвергался в детстве таким унижениям, как Стирпайк. Конечно, и Титуса запирали в темнице, но ему не хамили, не оскорбляли его достоинство. Титус научился у Стирпайка действовать и быть сильным. И он, и Фуксия признавали, что Стирпайк, возможно, лучше их всех. И отчасти это было так.
К человеку относятся именно так, как он сам себя поставит. Стирпайк страдал, терпя унижения, однако отчасти он и сам был виноват в этом. Он вёл себя по-плебейски, часто использовал "подстройку снизу", так сильно раздражавшую его. Вроде бы у него, как у слуги, не было иного выхода. Но Флейк, например, тоже являясь слугой, такой подстройки не использовал. Кстати, он - граф Дуку! Таким образом можно сказать, что Стирпайк во многом унижал себя сам. Постепенно у него начала съезжать крыша, но он дрался со своими врагами до конца, и за это я не могу не уважать его.
Вообще, насколько я поняла, этот фильм также трудно понять без предварительного прочтения книги, как и многие другие. Например, не очень ясно, что же это была за кормилица у Титуса. Почему у неё было молоко почти за год до родов? Как выжила в диких условиях её новорожденная дочь? И что это за магическая связь связывала её и Титуса? Характерно, что после смерти возлюбленной Титус горевал недолго. Это говорит о разрушении сказочных канонов. Чувства сложны и мимолётны... Даже чувства Фуксии к Стирпайку.
Фуксию понять, ИМХО, можно. В такого обаятельного Стирпайка сложно не влюбиться. Я бы на её месте, наверное, тоже... Но девушке мешает её воспитание. Она - графиня, он - никто. Она не в праве обращать внимание на него. В результате, девушка мечется туда-сюда и играет то за Стирпайка, то против. Когда же он обгорает, эта двойственность ещё больше усиливается. Однако нет никакого конструктива, и девушка предпочитает покончить с собой, а не бороться за своё "Я".
Графиня мать персонаж жутковатый. Она умна, но бесчувственна, она сама по себе. Ей никто не нужен. Однако она умеет бороться, если её разозлить, и именно она, хоть и не своей рукой, побеждает Стирпайка. Так ли уж было ценно для неё то, что он пытался разрушить? Такое впечатление, что графиня попросту пошла на принцип.
Не понятно, что именно так сильно не поделили повар и Флейк. Зоны влияния? А что толку, если оба они всего лишь слуги? Образ повара самый отвратительный в фильме. Кого-то он там зарезал, когда проверял свой тесак... И как он целовался с этим самым тесаком... Зачем он представлял Флейку своих мальчиков, я вообще не поняла. Способ унизить Флейка? Весьма странный, надо сказать, способ. И ещё так вопросительно он этих мальчиков показывал... И вправду на какие-то мысли наводит нехорошие.
Тётушки в японском стиле, похожие на сиамских близнецов… Они вроде бы не были сросшимися, но везде ходили вместе, даже спали в одной кровати. И умерли, сидя на своих стульях. Почему они не попытались выбраться из комнаты, где запер их Стирпайк? Топор они смогли подвесить, значит на что-то да были способны. Кстати, самый жуткий момент – это когда хвост обезьянке отрубают. Зверюга-то не виновата ни в чём. За что же её так? И никто не пожалел даже…
Эх, жалко, что морду Стирпайку ближе к концу фильма подпортили. Красоту всегда жалко. И с этого момента было уже ясно, что Стирпайк не победит. Куда же он без морды?
И вот ещё что подумалось. Он не на свободу рвался, ибо дырка в стене была, иди, куда хочешь. Он к власти рвался, к вершине. Он не хотел уйти из Горменгаста, он хотел править им. И в этом, наверное, была его ошибка.
Сумбурные какие-то впечатления получились, но уж очень фильмец классный!