Снова по просьбе руета.
О Гефестионе известно мало, слишком мало, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы. Древние авторы, очевидно, предполагали, что все и так всё знают, а потому больше занимались анализом Александровских походов. Оно и понятно. Для историков походы важнее и интереснее. Да и кто мог предполагать, что весь материал об Александре куда-то пропадёт! А посему о Гефестионе есть лишь упоминания, и лишь два эпизода описаны более-менее подробно. Это ссора Гефестиона с Кратером и ссора Гефестиона с Эвменом. Оба этих эпизода описал Плутарх. У Арриана описание ссоры Гефестиона с Эвменом тоже было, но именно оно оказалось утрачено. Оставшийся текст в этом месте выглядит так, будто Арриан собирался приводить там ту фразу, которую Плутарх привёл в описании ссоры Гефестиона с Кратером. Возможно, именно на это ощущение купилась Мари Рено, ибо у неё ссора Гефестиона с Эвменом описана как раз так, как у Плутарха описана ссора Гефестиона и Кратера. Однако это лишь ощущение, и додумывать текст на его основании оставим романистам.
читать дальшеИтак, мы знаем, что Гефестион был ближайшим другом Александра, которого ещё с детства Александр считал своим Патроклом. У Гефестиона была очень красивая с точки зрения древних греков внешность, и Диодор с Помпеем Трогом писали, что Александр сначала любил Гефестиона за юношескую красоту, а потом за его заслуги.
О заслугах Гефестиона, кроме пары эпизодов строительства и пары эпизодов дипломатии, нам ничего не известно. Лень искать, кто из авторов, Курций, что ли, упоминал, что Гефестион очень долго осаждал один город. Так долго, что Александр уже начал нервничать. После этого город был взят.
Ни одного высказывания Гефестиона, кроме письма Олимпиаде, древние авторы не приводят. Либо таковые не были записаны вообще, либо никому они не показались интересными. Единственное предположение, которое на основании этого можно сделать, это то, что Гефестион не отличался особым красноречием.
Военная карьера Гефестиона фактически началась лишь после смерти Филоты. Тогда Гефестиону досталось командование половиной гетайров. Что характерно, должность сразу немаленькая. А, после смерти Клита, Гефестион получил и вторую половину гетайров. Однако единственная крупная битва, где ему довелось участвовать как командиру конницы, это битва при Гидаспе. В Согдиане Гефестион возглавлял лишь один из пяти отрядов, созданных для подавления восстания и поимки Спитамена.
Всё это сухие факты, и каждый из них сам по себе практически ни о чём не говорит. Все же вместе наводят на мысль об интроверсии Гефестиона и о его флегматичном темпераменте (по Айзенку, и тут не надо представлять себе крайнюю степень флегматизма
). Неторопливая осада, хорошее руководство малой группой и не слишком заметное проявление себя в большом сражении, где при условии нахождения внутри события преимущество оказывается у экстравертов. Ещё один маленький плюс к этому предположению добавляет тот факт, что Александр был холериком, а, согласно теории Айзенка, наилучшее сочетание темпераментов как раз у холерика с флегматиком и у сангвиника с меланхоликом.
Цитата из письма Гефестиона Олимпиаде, единственное сохранившееся высказывание Гефестиона, говорит более всего о том, что Гефестион знал себе цену и был уверен в чувствах Александра. Он считал для себя возможным ставить на место даже царицу. Что ж, размазнёй Гефестион точно не был. Будучи хилиархом, он вмешивался в дела Эвмена, т. е. канцелярии (вряд ли уж в личные дела).
Любил ли Гефестион музыку и искусства сами по себе, или же понабрался от Александра, мы не знаем. Во всяком случае, он покровительствовал музыкантам. Об этом можно судить по причине его самой яркой ссоры с Эвменом. Характерно то, что в конце концов Гефестион таки победил, и что не он первый побежал жаловаться Александру на возникший конфликт. Это опять же пунктик за уверенность Гефестиона в себе.
Итак, получается спокойный самоуверенный человек, редко поддающийся на чувства, но, если уж заведётся, то способный пустить в ход оружие и уничтожить противника (типично для флегматика).
Современники любили обвинять Гефестиона в ревности. Её же называли причиной ссоры с Кратером. Чтобы понять, почему, и представить себе это событие, нужно попытаться представить ещё и Кратера, всё-таки, значение имеют характеры обеих сторон. Кратера безумно любили солдаты, он был уступчив и послушен, глубоко уважал царскую власть, отчего сначала служил верой и правдой Филиппу, потом Александру, а потом ещё и Антипатру. Как так получилось, что у благородного и уважаемого всеми Кратера возник столь серьёзный конфликт с Гефестионом? Понятно, что общие симпатии в такой ситуации оказывались на стороне Кратера, и все обвинения достались Гефестиону.
В общем-то, не поделить они могли всё, что угодно. Кратер тоже был далеко не трус. Примеры, как люди ссорятся слово, за слово приводить, я думаю, не надо. И тут вовсе не обязательно, что кто-то был реально виноват. Может, и не был. Важно другое. А именно, то, как ссора выглядела со стороны. Излишне самоуверенный и вызывающий зависть Гефестион и отзывчивый, искренний и сильный духом Кратер.
Тут был вопрос, почему Александр наехал столь безапелляционно именно на Гефестиона. Думаю, тут было две основных причины. Первая заключается в том, что человек вообще очень часто больше всего орёт на самых ему близких. Пример тому ссоры супругов и родителей с детьми. Вот уж где люди не стесняются эмоций! И Александр не оказался исключением. Гефестион был ему ближе, вот и получил "неформальный" выговор. А Кратер, как лицо более официальное, и втык получил в более официальной манере. Естественно, настолько, насколько это было принято в те времена. Вторая причина — сложность самой ситуации. Александр оказался поставлен в сложное положение. Если бы он не отреагировал так бурно на поступок Гефестиона, его бы обвинили в слабости по отношению к собственным привязанностям, а этого он допустить не мог. И ещё, пожалуй, кое-что. Если предположить, что моё представление характеров героев верно, то вероятность того, что первым ударит Гефестион, была выше, чем вероятность первого удара от Кратера. Всё-таки, состояние аффекта вещь такая, человек сначала делает, а потом думает.
Что ещё такого интересного тут можно сказать? Эпизод смерти Гефестиона, если рассматривать его по Плутарху, говорит о том, что Гефестион имел склонность идти на поводу у своих физических потребностей. Естественно, по возможности, ел, когда просыпался голод, спал, когда хотелось спать, пил, когда была возможность выпить. Другими словами, ему не было свойственно экспериментировать над своей выносливостью посредством нарочитых голодовок, намеренного отказа от "всего самого необходимого" и т. д., чем так старательно тренировал маленького Александра его наставник Леонид. Отсюда можно усомниться в отсутствии сексуальной жизни у Гефестиона. Мы привыкли представлять его себе одиноким, ревнующим Александра к его жёнам и любовницам, но такое положение вещей и само по себе маловероятно. Всё-таки, древние македонцы и греки относились к сексу проще, изменой он не воспринимался, если партнёр не обладал высоким статусом (мужчины— полигамны, женщины моногамны, кроме гетер). Поэтому не думаю, что у Гефестиона были какие-то проблемы в этой области. Просто имена тех, кто приходил к нему, история не сохранила, как не сохранила имена подруг многих других соратников Александра.
@темы:
История,
Точка зрения
Курций, что ли, упоминал, что Гефестион очень долго осаждал один город. Так долго, что Александр уже начал нервничать. После этого город был взят. - не совсем понимаю смысл этих строк. Они говорят о том, что Гефестион очень долго присматривался к цели, выжидал момент? Что вполне логично, флегматику не свойственная поспешность действий, Александр наверняка практически сходу бросился бы в сражение, отсюда и его "нервозность" - это банальное нетерпение.
Полностью согласен с тем, что Гефестион далеко не был аскетом и любые радости были ему не чужды. Ссора с Эвменом демонстрирует его как честолюбивого человека, осознающего свое положение, а также нетерпящего посягательств на свои интересы - если вдруг музыкант, из-за которого случилась сора, был любовником Гефестиона, и последний был заинтересован в особенных условиях жилья для него.
не совсем понимаю смысл этих строк. Они говорят о том, что Гефестион очень долго присматривался к цели, выжидал момент?
ИМХО, они говорят о том, что Гефестион не видел надобности заканчивать осаду как можно быстрее. Время терпит, а, чем дольше осада, тем меньше собственных жертв. У Александра же время "не терпело". Отношение к времени есть чувство субъективное. Одни всё предпочитают делать быстро, а другие медленно, не торопясь без лишней надобности. Вот флегматики относятся к последним.
если вдруг музыкант, из-за которого случилась сора, был любовником Гефестиона
Вот это отдельная интересная тема. У Шахермайра написано, что мальчик, ученик флейтиста Эвия, был возлюбленным Гефестиона, но я так и не поняла, откуда Шахермайр это взял. В указанном апофегме Плутарха Гефестион не упоминается.
Хотел добавить, что не обязательно, потому что частный случай - человек болел, ему было плохо, и естесственно, не до еды, потом он почувствовал себя лучше, и проснулся аппетит. Много людей слушает советы врача беспрекословно?... Ты сама о себе говорила, что предпочетаешь думать своей головой, не доверяя врачам. Вот он и подумал своей головой, решив, что еда ему не повредит - для укрепления сил, так сказать. А если речь шла действительно о шигеллезе, как некоторые исследователи считают, то именно обычная еда воина - мясо, еще там что, грубая и не протертая (диета для таких больных - все в разведенное полужидкое пюре), могла послужить причиной прободения кишечника и последующей смерти.
Но для такого действия человек вовсе не обязательно будет невоздержанным, не привыкшим ни в чем себе отказывать.
К тому же любовь хорошо покушать и поспать, что само по себе сочетается, не обязательно будут означать бурную сексуальность, особенно при флегматичном складе характера. Гефестиона считали мужчиной Александра, в то же время - другом его детства, то есть можно предположить, что если все и случилось, то в период расцвета юности, когда начала пробуждаться сексуальность. Имхо, будь Гефестион особенно активен, страстен и напорист, Александр мог и не подпустить его к себе, почувствовав над собой доминирование, а вот спокойному и выдержанному другу вполне мог довериться.
Пожалуйста.
Hephaestion
Хотел добавить, что не обязательно
Не обязательно. Всё, о чём мы здесь пишем, носит лишь вероятностный характер. Я пробовала составить психологический профиль Гефестиона по типологии Афанасьева, получается то же самое.
А если речь шла действительно о шигеллезе, как некоторые исследователи считают, то именно обычная еда воина
У Плутарха написано, что курица...
К тому же любовь хорошо покушать и поспать, что само по себе сочетается, не обязательно будут означать бурную сексуальность, особенно при флегматичном складе характера.
Тут надо уточнить, что ты понимаешь под словом "бурная". Если, как ты дальше пишешь, страсть и напор, то, конечно, нет. Страсть и напор зависят от других качеств. Высокая потребность в сексе может быть и абсолютно пассивной (есть у меня одна такая подруга...), а в случае с мужчиной, обладающим властью и деньгами, выражаться в покупке досуга девушек лёгкого поведения без последующего возникновения эмоциональной привязанности.
Гефестиона считали мужчиной Александра
Вот об этом мне читать не приходилось... Это где написано?
то есть можно предположить, что если все и случилось, то в период расцвета юности, когда начала пробуждаться сексуальность
Если что-то и случилось, то конечно в юности. И с обязательно по инициативе Александра. Но эта гранбь взаимоотношений между друзьями никак не могла быть доминирующей.
Имхо, будь Гефестион особенно активен, страстен и напорист, Александр мог и не подпустить его к себе, почувствовав над собой доминирование, а вот спокойному и выдержанному другу вполне мог довериться.
ИМХО, ты слишком перечитал Рено.
Курица тоже не протертое с водичкой пюре. Любая достаточно жесткая пища, может прорвать язву.
Гефестиона считали мужчиной Александра
Вот об этом мне читать не приходилось... Это где написано?
Хм... задумался. Не помню. Скорее всего, мысль о том, что так и было, осталась от комментария к некоему музейному экспонату, изображающему Александра и Гефестиона, которого я, признаться, не видел, и, исходя из которого, якобы, видно, что Гефестион являлся по отношению к Александру доминантой.
Кстати говоря... помнишь, мы тогда как-то в закрытом сообществе обсуждали причины, по которым сохранилось так мало информации о Гефестионе. Кто-то, по моему, ты, сказал, что вероятно, это потому, что эту связь считали порочащей Александра... Не помню, продолжили ли эту мысль, но не по вышеуказанной ли причине это могло быть?...
И уж понятно, что предпочтения его формировались не в постели.
Скорее всего, мысль о том, что так и было, осталась от комментария к некоему музейному экспонату, изображающему Александра и Гефестиона, которого я, признаться, не видел, и, исходя из которого, якобы, видно, что Гефестион являлся по отношению к Александру доминантой.
Тоже не видела такого экспоната.
Просто исходя из психологических качеств Александра, я не могу поверить, что он уступил кому-то лидерство. Мне это кажется невероятным. Гефестион был старше, может быть поэтому, в соответствии с каноном, его принято изображать лидером. Другое дело, что не надо путать сексуальные предпочтения с лидерством в отношениях. Эти две вещи по большому счёту не связанные. Если ты имеешь в виду расстановку актив/пассив, то пассивный партнёр может быть лидером запросто. Я же на тему сексуальных предпочтений рассуждать вообще не возьмусь, ибо не знаю, свечки не держала.
Кто-то, по моему, ты, сказал, что вероятно, это потому, что эту связь считали порочащей Александра... Не помню, продолжили ли эту мысль, но не по вышеуказанной ли причине это могло быть?...
Да, это была я. Вопреки ситуации, показанной Стоуном, взрослому мужчине считалось не очень то правильным иметь столь же взрослого любовника. Помнишь тот сайт на английском, ссылку на который давал Ди? И ещё подобные же статьи где-то были... "Правильными" считались связь мужчина/юноша и юноша/юноша. А мужчина/мужчина как-то уже не очень. Это не являлось преступлением, но как бы... не шибко поощрялось. А царь должен быть крут, чтобы ничто не бросало на него тень. И тут уже не важно, кто лидировал в отношениях. Если Александр был привязан к Гефестиону сверх меры (по тем представлениям), то это могло смущать современников.
И ещё одна возможная причина заключалась как раз в том, что в глазах современников Гефестион мог не представлять собой ходячую благодетель, т. е. не выглядеть достойным царской любви. Я вот вывешивала выдержки из Элиана. Там есть эпизод про любимого мальчика Птолемея, и, ИМХО, в этом эпизоде наглядно видно, каким должен был быть возлюбленный царя, чтобы его считали достойным. А Гефестион таковым не казался.
И, по этой же причине, надеюсь, что в выборе Александром филэ решающую роль сыграло не его смазливое личико, а все-таки какие то личностные качества, которые Александр оценил.
Скажем так. Если бы таковых качеств не было, то любовь Александра затерялась бы где-то в юности.
Спасибо.