Интересный фильм. Речь в нём идёт об иерархической системе. Невольно вспомнилось, как мы, учась в довольно-таки либеральной школе позднесоветского периода, при малейших попытках навязать нам хоть какую-то систему иерархии и хоть какие-то правила поведения, выражали яростный протест вплоть до срыва занятий и изгнания учителей. Английской же аристократии тридцатых годов такие порывы были явно чужды. В закрытой элитарной школе для мальчиков, показанной в фильме, царит узаконенная дедовщина. Младшие прислуживают старшим, среди тех, в свою очередь, также существуют низшие и высшие категории. Переход из одной категории в другую осуществляется по жёстким правилам, и всех это устраивает! Никто, кроме одного человека — марксиста Томми Джадда не выражает недовольство. Все стремятся выслужиться, чтобы поскорее пришло их время занять более высокую иерархическую ступень. Движение по ступеням школьной иерархии является для учеников смыслом их жизни. И только Томми Джадд не согласен с этим смыслом. Он сам по себе, и у коллектива нет никаких рычагов воздействия на него. У аристократов не принято решать проблемы мордобоем. Такое впечатление, что школьная система ещё ни разу не сталкивалась с нежелающими в неё влиться и попросту не имеет механизма борьбы с ними. Особенно если человек не ценит и саму школу. А вот с теми, кто ценит и школу, и систему механизм борьбы очень даже выработан. Протестовать против системы, находясь внутри неё, невозможно. С этим, собственно, и сталкивается главный герой Гай Беннет.
читать дальшеБеннет не желает скрывать свою ориентацию, как и Джадд не желает скрывать свои взгляды. Но у Джадда есть два больших преимущества: он следит за своей репутацией и презирает школьную иерархию. Он не лезет ни в "боги", ни в префекты, требуя от себя строго следовать на деле тому, что говорит на словах. Он не может позволить себе дискредитировать великую идею. Нашим бы коммунистам, особенно из КПРФ, такую честность! А то дискредитировали понятие "коммунизм" так, что дальше уже некуда, превратив его, по сути, в свою противоположность. Но вернёмся к фильму.
Беннет, как и все, кроме Джадда, видит смысл своей жизни в подъёме по ступеням школьной иерархии. Он даже в школе остаётся исключительно для этого, хотя родители его ни на чём не настаивают. Его цель ясна и понятна, но... что-то внутри его, вопреки всякому здравому смыслу призывает его протестовать. Притом протестовать без идейно, просто так, подгаживая общей репутации "дома" (так там называются что-то вроде факультетов). Естественно, система не может ему этого простить и лишает его возможности продвижения по иерархической лестнице. Беннет обижается. Обида его оказывается столь сильной, что вынуждает его не просто отказаться от иерархии, но и стать шпионом в пользу СССР. Спокойную старость он встречает в элитарной московской квартире. Нужно ли говорить, что Джадд не встретил старости? Такие, как он, умирают молодыми, умирают на полях сражений... в данном случае это, разумеется же, Испания.
Что касается гомофобии, лично я её в фильме не заметила, и потому монолог Беннета на эту темы показался мне каким-то неуместным. Его же наказали вовсе не за то, что он гей, а за то, что подставил свою команду на параде. На гомосексуальные связи же в школе наоборот смотрели сквозь пальцы, изо всех сил стараясь не замечать. Чтобы пострадать от гомосексуальности нужно было попасться преподавателям (что с одной парой и произошло), и то лишь потому, что преподаватели были не местные. А из ребят никто ни на кого не доносил, все прекрасно ладили и прикрывали друг друга. И ещё, что касается этой темы, я думаю, застал бы преподаватель кого-нибудь из мальчиков с приведённой с улицы девочкой, результат был бы тот же самый: исключение из школы. Ну, не положено в школе заниматься сексом в любом его виде. А то, что Беннет опустился до шантажа, его совершенно не красит. И за шантаж ему тоже, понятное дело, отомстили. Так что за что боролся, на то и напоролся.
@темы:
Кино,
Мысли вслух,
Точка зрения
Насчёт гомофобии в школе - хочу не согласиться. Во-первых, наказали его не за то, что он устроил на смотре - и это, кстати, Беннет сделал тоже ради того, чтоб повлиять на Томми, чтобы тот согласился на должность префекта, вспомни, а не сам по себе. То что он не собирался подставлять задницу после этого под удары - тоже вполне логично. И шантаж его, ИМХО, был великолепен. А наказали-таки его за записку Джеймсу, т.е. конкретно за то, что их Дом мог постарадать от ещё одного скандала на почве гомосексуальных отношений . Первый скандал удалось лицемерно замять, но последствия ощущались в протяжение всего фильма - вспомни реакцию родителей, разговоры учеников, презрение к Беннету. не желающму скрываться и лицемерить.
Что НЕ понравилось - это картинка Москвы 1983 года. Ощущение, что это всё те же 40-е годы. Не хватало бурых медведей на улицах. Так и казалось, что сейчас где-нибудь их увидишь.
С Москвой — да, перемудрили они что-то. А насчёт того, за что наказали Беннета — так не за записку же! Его хотели наказать за смотр, но он посредством шантажа не позволил. Когда же из-за записки он потерял возможность шантажировать, его и наказали за то, за что собирались, плюс за шантаж. Если помнишь, "боги", обсуждая ситуацию с повешеньем, говорили, что гомосексуальные отношения — это нормально, а вешаться — нет. Их позиция, в общем-то, сводилась к тому, что в стенах школы нужно быть осторожнее. И правильно, ведь в школе не допустим вообще никакой секс. Ни гомо, ни гетеро. По определению. Делахай, который отлупил Беннета, сам же имел когда-то с ним связь, и шантаж Беннета пришёлся чётко на него, из-за чего он, раннее очень лояльный, разозлился. Да и кто бы не разозлился на его месте? Если бы речь шла о гомофобии, получилось бы, что Делахай занимался однополым сексом, будучи яростным гомофобом. А ведь именно он был инициатором и исполнителем порки Беннета. ИМХО, Делахай настоял на наказании Беннета исключительно из-за шантажа.
Ну, зачем Беннет пошёл на шантаж, понятно. У него не оставалось иного выхода, чтобы и быть в системе, и глумиться над ней. И не знаю, как это могло бы повлиять на Джадда, разве что вызвать в нём сочувствие. И Джадд с самого начала предупреждал Беннета, чем это может кончиться. Не знаю... мне сложно назвать шантаж достойным делом... Самая верная позиция, на мой взгляд, у Джадда. А Беннет изначально сделал глупость.
И вот я ещё что подумала: почему они все терпели Фаулера (так, кажется, его звали)? Могли бы всыпать ему хорошенько и раз и навсегда отучить вредничать. А то получилось, что один Фаулер держал в страхе всю школу.
И если примерять фильм к себе, то я скорее всего оказалась бы Беннетом, и никем иным. )))
а ведь даже Томми вынужден подстраиваться под систему, поступаясь принципами, чтобы хоть как-то переломить ситуацию
Сам Томми от системы не зависел. Но ему было жаль того, кто зависел и страдал. Поэтому он в конце концов и согласился на префектуру, дабы прекратить диктатуру Фаулера.
Вот как раз Беннет - из "протестантов"
Вроде бы да, но он хотел оставаться в системе, хотел быть "богом". Помнишь, что он сказал матери, когда она предложила ему оставить школу? А протестовать, находясь внутри, было невозможно и бессмысленно. Мне кажется, в этом и есть суть фильма.
И злость Деллахи отсюда же: он слабее Беннета.
Деллахаю важна иерархия, и из-за Беннета он рисковал потерять рейтинг. В этом плане они схожи. Злость же его мне видится исключительно реакцией на подставу со стороны Беннета. До шантажа Деллахай был очень лояльным и совсем не злым. Беннет одним словом собирался разрушить всё то, что Деллахай строил всю жизнь. Сам Бенет тоже строил это всю жизнь, но разрушить своё он имел полное право, а чужое — нет.
Мне сложно сказать, как я отношусь к Беннету. Отчасти я его понимаю, но мне он кажется неразумным и... нечестным. А Томми да, уважал его, наверное, ведь терпел же даже когда Беннет в шутку к нему приставал.
Да, верно.
А Беннет действительно после всего случившегося, видимо, бросил Джеймса и даже не поинтересовался у приехавшей журналистки его судьбой.
Может быть, конечно. Тут нам остаётся только додумывать. У Беннета была фотография Джадда, которую нам специально показали, но нам не показали фотографию Джеймса.
Тома Брауна не глянула. А про что там?
Из твоего поста не понятно, в чём основная идея, а роман я не читала.
ОК, как-нибудь гляну. В "Другой стране", всё-таки, есть кое-что поглобальнее, чем просто школа для мальчиков. Там столкновение разных взглядов и систем...
Ну, да, понятно. Просто я не уверена, что мне будет интересно просто фильм про школу для мальчиков.
Я понимаю.