Каждый верит в собственные глюки
По просьбе руета.



Сформулировать и написать пост на такую сложную тему дело непростое, и не факт, что у меня получится, но я попробую.

Как известно (не помню уже, кто был первым основателем данной теории), характер человека формируется в раннем детстве. Многое зависит от родителей и от той среды, где ребёнок рос. Что же было у Александра? Все историки дружно отмечают, что Филипп II и Олимпиада вовсе не были счастливой любящей парой. Не знаю, нужно ли приводить цитаты и захламлять текст, вроде бы все всё читали. Если нужно, приведу потом.

читать дальше

@темы: История, Точка зрения

Комментарии
17.08.2006 в 08:02

Ziggy вау, спасибо! :super:

Создаётся впечатление, что Александр вообще был склонен к субъективизму. а разве не все люди субъективны? просто кто-то старается быть объективным, а кому-то это просто не нужно, как Александру, но это так, мысли вслух

Здесь снова субъективизм, свои личные интересы идут выше государственных. по-моему, у Александра во всем были свои личные интересы, он вообще не заботился о государстве и его интересах, да и было ли у него государство в полном смысле этого слова? он все больше к своим мечтам стремился, все завоевывал, а управление государством как будто всерьез не воспринимал, как то все у него эпизодически получалось, или может не успел просто? может быть после Аравии и чего-нибудь еще?

зависимый от мнения окружающих Почему ты так думаешь? Александр вообще не имел обыкновения считаться с чьим бы то ни было мнением по любому поводу, если оно отличалось от его собственного, разве кроме Гефестиона. Естественно, ему были нужны зрители, но разве он когда-нибудь ориентировался на их мнение? по-моему он всегда стремился навязать свое, другое дело, что не всегда это удавалось

с плавающей самооценкой и эт почему, поясни?!

Ziggy а можно еще тоже самое про Гефестиона или это совсем наглость будет? :beg:

просто очень интересно знать твое мнение и особенно по поводу публичного высказывания Александра, что Гефестион без него никто, ведь даже Кратера он отчитывал с глазу на глаз!?
17.08.2006 в 08:36

"Летчик жив - полет удался" (с)
Ziggy Согласен с анализом, никаких нареканий он у меня не вызывает. Хотя полагаю, что, родись он в наше время, он мог бы стать не гениальным шоуменом, заводящим толпу, а гениальным исследователем, делавшим шоу из своих изысканий. Думаю, что страсть к познанию нового была в нем так же сильна, как страсть к признанию и славе, поэтому и не пошел второй раз в Индию, ему действительно не было там интересно, потому как был.

Александр жестоко казнил Бетиса, возглавлявшего сопротивление Газы (не знаю, почеми Тион не верит в этот рядовой случай)

Я тебе обьяснил мысли по этому поводу. К тому же случай действительно рядовой, а Птолемей и Аристобул, непосредственные участники похода, по сочинениям которых писал Арриан, об этом не упоминают.

Едва ли поход Александра в наше время был бы столь успешным.

В наше время такой поход невозможен, да и, полагаю, был бы ему не интересен в силу того, что не принес бы должной и так необходимой ему славы.

И все же думаю, что дело не только в том, что ему повезло. Удача - капризная госпожа и не одаривает, кого не попадя. Он действительно славно потрудился, чтобы она его одарила, и в этом ему трудно отказать.



руета зависимый от мнения окружающих

Тут дело не в том, считался ли он с чужим мнением или нет, а в том, что признание окружающих было ему необходимо, как воздух, и от этой страсти он был зависим. Корни этого тоже кроются в детстве.

с плавающей самооценкой

Если бы самооценка была стабильной, то не было бы приступа самобичевания и скорби в случае с Клитом.
17.08.2006 в 13:24

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
руета

Под зависимостью от мнения я имела в виду, что Александр был зависим от его оценки окружающими, Тион правильно объяснил. Не от их взглядов и логики, а от их оценки круто/некруто.

С тем, что Александр о государстве не беспокоился, согласна. Управление государством вещь рутинная, и человек с такой степенью истероидности на него не способен.

Про Гефестиона напишу, но про него так мало информации, что вообще ничего со стопроцентной вероятностью утверждать нельзя. Можно составить лишь лёгкий набросок.



Hephaestion

К тому же случай действительно рядовой, а Птолемей и Аристобул, непосредственные участники похода, по сочинениям которых писал Арриан, об этом не упоминают.

Не упоминает Арриан, а чего упоминали Птолемей и Аристобул, мы не знаем. О казни Менандра, который отказался оставаться в гарнизоне, Арриан тоже не упоминает. И не известно, был ли у Птолемея или Аристобула этот эпизод.



И все же думаю, что дело не только в том, что ему повезло. Удача - капризная госпожа и не одаривает, кого не попадя.

Когда нет удачи, первая же стрела оказывается в твоей груди. На поле боя выживают только везучие, это аксиома.
18.08.2006 в 11:26

Ziggy Под зависимостью от мнения я имела в виду, что Александр был зависим от его оценки окружающими, Тион правильно объяснил. Не от их взглядов и логики, а от их оценки круто/некруто. Разве не логично, что тогда он бы стремился добиваться положительной оценки своих поступков, а он ведь всегда делал, как хотелось ему, хотя очень многое воспринималось окружающими неоднозначно. Он был бы гораздо более крут в глазах своих друзей, полководцев и вообще македонян, если бы не был так падок до персидских обычаев, не возвышал варваров, не брал их в свою армию, не женился на их женщинах, не убивал друзей ... Не думаю, что это как-то особо восхищало и персов. Высказывание Тиона (ничего что так?) признание окружающих было ему необходимо, как воздух, и от этой страсти он был зависим мне как-то понятнее, но чем-то отдает Рено, когда Таис говорила, что Александр, как гетеры, живет любовью и начнет умирать, если за ним не пойдут. Но это ведь не реальный Александр, таким его Рено представила. Да, он любил эффекты, да хотел, чтобы за ним шли, но если не хотят идти - заставим, а то и с легкостью сменим на тех, кого заставлять не надо! И по поводу своего божественного происхождения шутить изволили, кровь вроде обычная, а не то, что думали, не помню в точности. В общем эта зависимость, да еще как воздух, не укладывается у меня в голове! :)

Ziggy Про Гефестиона напишу, но про него так мало информации, что вообще ничего со стопроцентной вероятностью утверждать нельзя так поэтому и интересно, что у каждого из такого малого объема информации получается! да и познавательно наверняка послушать мнение других и сравнить со своим, может на что-то глаза откроются, чего не заметил! :)

Когда нет удачи, первая же стрела оказывается в твоей груди. На поле боя выживают только везучие, это аксиома. согласна, только важно еще свой шанс увидеть и воспользоваться, а в этом Александр мастер был!



Hephaestion Если бы самооценка была стабильной, то не было бы приступа самобичевания и скорби в случае с Клитом все-таки близкого человека, талантливого военначальника убил своими руками да еще во хмелю - разве не повод для скорби? при чем здесь самооценка? да и последствия, даже для царя, могли быть не очень радужные, пришлось же задним числом Клита изменником признать и осудить, чтобы царя оправдать, или мне память изменяет? там и игры на публику немало было, в скорби этой!

18.08.2006 в 14:58

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
руета

Разве не логично, что тогда он бы стремился добиваться положительной оценки своих поступков

Положительно и круто вещи не идентичные. Быть крутым не значит быть хорошим, но и не значит быть плохим.



Он был бы гораздо более крут в глазах своих друзей, полководцев и вообще македонян, если бы не был так падок до персидских обычаев, не возвышал варваров, не брал их в свою армию, не женился на их женщинах, не убивал друзей ...

Всё это показатель самостоятельности и силы, что есть очень круто. Это демонстрация царского величия и власти. С одной стороны, естественно. Другую сторону, политическую, не относящуюся непосредственно к характеру Александра, намерено сейчас упускаю.



Александр, как гетеры, живет любовью и начнет умирать, если за ним не пойдут

Это высказывание и верно, и ошибочно одновременно. Да, Александр, как и любая "звезда" (по сути, не по профессии), начал бы умирать, если бы за ним не пошли. Так, собственно, и было после индийского похода, когда ему стоило немалых трудов смириться с отказом войска идти дальше и придумать заеняющую идею. А вот по поводу любви... Смотря, что понимать под этим словом. Я бы, всё-таки, назвала это не любовью (чтобы не путалось), а признанием и преклонением. Можно опять же вспомнить примеры из жизни "звёзд". "Звёзды" любят выкидывать финты, а потом фанаты всё равно смиряются и всё прощают. И это признак того, что преклонение перед личностью "звезды" сильнее всего остального.

У Рено Александр сам испытывает потребность, чтобы о нём заботились, и любит тех, кто заботиться о нём, платит им в ответ почти инфантильной нежностью. Это в корне противоречит описанному у Плутарха. У Плутарха Александр наоборот, бесится, когда кто-то пытается заботиться о нём, но сам с удовольствием заботится о других, ожидая получить от них за это ту самую привязанность. Т. е. Рено распределила роли с точностью до наоборот.



Да, он любил эффекты, да хотел, чтобы за ним шли, но если не хотят идти - заставим, а то и с легкостью сменим на тех, кого заставлять не надо!

Конечно, Александр заставлял. И далеко не всегда ставил себя в положение другого человека, чтобы попытаться понять его, если вообще когда-либо это делал. А далее уже срабатвает закон толпы. Если есть большая часть, которая хочет идти, то остальные подтянутся. Атех, кто не подтягивался, Александр далеко не жаловал. Даже по возможности исстреблял. Естественно, предварительно испробовав самые разные способы воздействия, особенно когда нежелающих было много. Тут можно вспомнить, как он отправлял домой ветеранов. Был тот ещё концерт.



Да, по поводу плавающей самооценки. У Александра, с одной стороны, было много высказываний в духе того, которое про Геракла, а, с другой стороны, было не меньше противоположных, дескать он, Александр, крут немеряно. Особенно в этом плане показательны апофегмы Плутарха. Случай с Клитом тоже пример плавающей самооценки, но не то, как Александр убивался после убийства Клита, а то, как он из этой депрессухи выбирался. ;)



там и игры на публику немало было, в скорби этой

Без сомнения. Истероид же, всё-таки.
25.08.2006 в 08:03

"Летчик жив - полет удался" (с)
Ziggy У Рено Александр сам испытывает потребность, чтобы о нём заботились, и любит тех, кто заботиться о нём, платит им в ответ почти инфантильной нежностью. Это в корне противоречит описанному у Плутарха. У Плутарха Александр наоборот, бесится, когда кто-то пытается заботиться о нём, но сам с удовольствием заботится о других, ожидая получить от них за это ту самую привязанность. Т. е. Рено распределила роли с точностью до наоборот.

Ну, в Персидском мальчике Рено описывает Александра с точки зрения Багоаса, а ему допустим такой взгляд, потому что повышает его самооценку и значимость. В Божественном пламени я такой тенденции не заметил... Фраза Таис у меня вызыват только ту ассоциацию, что Александру необходимо было признание (как ты и говоришь, имея ввиду признание\любовь, как синонимы.

Это я отмечаю к слову, хотя я сам согласен с позицией Плутарха.



руета Высказывание Тиона (ничего что так?) Так лучше. :)

Александр, как гетеры, живет любовью и начнет умирать, если за ним не пойдут

Согласен с утверждением Зигги по этому поводу.



там и игры на публику немало было, в скорби этой

Без сомнения. Истероид же, всё-таки.


Вот именно, потому и игра на публику была не деланной, а вполне искренней, частью существа.
25.08.2006 в 13:31

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Hephaestion Ну, в Персидском мальчике Рено описывает Александра с точки зрения Багоаса, а ему допустим такой взгляд, потому что повышает его самооценку и значимость.

Можно так интерпретировать, хотя заметь, что большинство читателей не задумываются о возможном субъективизме взгляда Багоаса.

А в "Божественном Пламени" Александр о-о-очень шизоидный. Он, конечно, и правда был чуть-чуть шизоидным, но совсем чуть-чуть, а не как у Рено, когда ещё один коридор, и можно уже говорить об отклонении. Потому и эгоизм Александра в БП такой характерный для сильно акцентуированной шизоидной личности, когда ему на других, в общем-то, глубоко пох, и все его переживания исходят изнутри его собственной личности. Исторические же источники указывают на открытость Александра миру в сочетании с жаждой доминирования. В БП ситуация полностью обратная.
28.08.2006 в 12:55

"Летчик жив - полет удался" (с)
Исторические же источники указывают на открытость Александра миру в сочетании с жаждой доминирования. В БП ситуация полностью обратная.

Угу.