Каждый верит в собственные глюки
Наткнулась в сети на любопытную книгу с названием Эволюция военного искусства. Она большая, читать только начала, но уже обратила внимание на оценку автором феодализма как деградацию по сравнению с греческим обществом. Помнится, я высказывалась в подобном же духе, усматривая начало конца в оккупации Греции Македонией. Здесь автора интересует другой аспект, он не ищет причину, он указывает на особенности. На мой взгляд, интересно. Вот, в частности, абзац о слабости родового и феодального уклада:
"Для того, чтобы иметь возможность сформировать фалангу, которая бы поглотила в себе отдельные личности, [24] отдельные воли, необходимы определенные предпосылки в отношении политического, экономического и социального развития народа. Варварские племена, не вышедшие еще из родового быта, и в бою будут признавать единственный авторитет родового старейшины, и варварская энергия их в атаке выльется в форму удара отдельными толпами, каждая из которых будет представлять мужчин отдельного рода или деревни. Когда цивилизация разложит родовой быт, но государство остается еще в нецентрализованных формах феодального строя, когда, при господстве натуральной системы хозяйства и слабости контроля, обмена и денежного хозяйства, подати натурой могут быть изысканы и поглощены только на местах, а со средствами по местам раздробляется и власть, то такому состоянию государства отвечает крайнее развитие индивидуализма в военном деле, столь характерная рыцарская тактика{6}. Гордого феодала, привыкшего безраздельно царить в своем округе, всегда помнящего о своих привилегиях, заставить отказаться от своей ярко выраженной личности и раствориться в фаланге — слабое феодальное государство не в силах. В 1509 году, при осаде Падуи, ландскнехты соглашались идти на штурм при непременном участии в приступе, наравне с ними, дворян. Тогда авторитетнейший представитель французского дворянства, "рыцарь без страха и упрека", Баярд возмутился: "должны ли мы идти в бой рядом с портными и сапожниками"? К нему присоединились и немецкие рыцари, и высшему командованию пришлось снять осаду".
"Для того, чтобы иметь возможность сформировать фалангу, которая бы поглотила в себе отдельные личности, [24] отдельные воли, необходимы определенные предпосылки в отношении политического, экономического и социального развития народа. Варварские племена, не вышедшие еще из родового быта, и в бою будут признавать единственный авторитет родового старейшины, и варварская энергия их в атаке выльется в форму удара отдельными толпами, каждая из которых будет представлять мужчин отдельного рода или деревни. Когда цивилизация разложит родовой быт, но государство остается еще в нецентрализованных формах феодального строя, когда, при господстве натуральной системы хозяйства и слабости контроля, обмена и денежного хозяйства, подати натурой могут быть изысканы и поглощены только на местах, а со средствами по местам раздробляется и власть, то такому состоянию государства отвечает крайнее развитие индивидуализма в военном деле, столь характерная рыцарская тактика{6}. Гордого феодала, привыкшего безраздельно царить в своем округе, всегда помнящего о своих привилегиях, заставить отказаться от своей ярко выраженной личности и раствориться в фаланге — слабое феодальное государство не в силах. В 1509 году, при осаде Падуи, ландскнехты соглашались идти на штурм при непременном участии в приступе, наравне с ними, дворян. Тогда авторитетнейший представитель французского дворянства, "рыцарь без страха и упрека", Баярд возмутился: "должны ли мы идти в бой рядом с портными и сапожниками"? К нему присоединились и немецкие рыцари, и высшему командованию пришлось снять осаду".
По поводу похода греков против Карфагена:
"Греки с Александром Македонским покорили Восток. Но с покорением Запада (поход Агафокла против Карфагена 310—307 гг.), предпринятым через 13 лет после смерти Александра Македонского, они не справились и всемирного государства не образовали".
Книга 1928 года, это да.
Там ещё интересно, что автор эпоху феодализма в Греции видит во времена Агамемнона.
"Экономический расцвет Рима был основан на громадных завоеваниях, на военной прибыли, на даровом труде рабов, которых доставляли успешные походы. Сам Рим, при невысокой степени производительности труда в античном мире, тратил больше, чем производил. С остановкой завоеваний кризис стал неизбежным".