Каждый верит в собственные глюки
Руководство Русской православной церкви вчера одержало первую победу в продолжающейся уже более шести лет борьбе за внедрение в школьную программу предмета "Основы православной культуры". Минобрнауки одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана "Духовно-нравственная культура" и рекомендовало Российской академии образования учесть предложение церкви при разработке нового государственного стандарта образования.
(Отсюда)

Казалось бы, предложение РПЦ выглядит вполне пристойно, но это только на первый взгляд. В действительности же дела обстоят совсем иначе, и за фразами о допущении выбора между традиционными религиями и нейтральным предметом "Этика и философия" скрывается хитрость. Как мы знаем, признание права на выбор ещё не означает предоставление возможности это право использовать. Как в том анекдоте: "— Имею ли я право... — Имеете. — Могу ли я... — Не можете".

Во-первых, для выбора религиозного компонента или заменяющего его нерелигиозного аналога требуется, чтобы кол-во желающих его изучать превысило 12 человек. Если учесть, что количество народа в современном классе едва ли превышает 20-25 человек, разбиение класса хотя бы на две группы представляется маловероятным. В большинстве случаев весь класс, независимо от его религиозного состава, будет изучать одну и ту же религию.
Во-вторых, сложно себе представить школу, способную предложить ученикам весь требуемый набор учителей. Наверняка в большинстве школ окажется лишь учитель православия. В лучшем случае, православия и "этики и философии". Т. е. представители других религий, кроме, разве что, ислама в Татарстане и на Кавказе, никак не смогут обеспечить своим детям обучения по их религии. Более того, они не смогут даже противодействовать насильственному внедрению чуждой им религии. Логика-то какая? Что-то из "Духовно-нравственной культуры" изучать нужно обязательно по закону, но учитель есть только по православию, так что извольте, детки...
В-третьих, несложно догадаться, к каким результатам приведёт разделение по религиозному признаку в регионах со смешанным населением типа того же Татарстана. Классы мусульман и христиан пойдут войной друг на друга, будут унижать друг друга и калечить в драках. Многие ли родители рожали и воспитывали детей только для того, чтобы тех изуродовали или убили в массовой драке во дворе за школой? А подобные инциденты окажутся нередкостью. Тут может быть разве что такой момент: если у родителей хватит ума и осторожности, они специально могут просить преподавать их детям нерелигиозный предмет, дабы избежать возможных неприятностей.
В-четвёртых, что-то я не уверена, что нерелигиозный предмет "Этика и философия" будет сильно отличаться от ОПК. Зазубривать жизнеописания святых и молитослов там, скорее всего, заставлять не будут, но саму суть этики и морали наверняка будут преподавать с христианских позиций. А это значит, что о "Великодержавной Руси" и "погрязшей во грехе Европе" мы ещё наслушаемся.

@темы: Общество, Религия, Мысли вслух, СМИ

Комментарии
29.01.2008 в 21:26

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Anrielle Печальная перспектива...
30.01.2008 в 09:33

Ny Battery
С одной стороны, то что произошло - крайне не приятно. Отошли шаг назад, но с другой стороны - не стоит так драматизировать события.
Не обращали ли вы внимание на тот факт, что большинство предметов, преподаваемых в обязательном порядке - не самые любимые в школе. Многие после школы не трогают Толстого с Достоевским, а от истории со всеми ее датами и какой нить Марьиванны (Ху из он дъюти тудэй энд зе а зе из...) вообще тошнит.
Теперь далее...
Дети очень любопытны и ответ по типу :"ибо так сказано в писаниях" или еще что-то в том же духе - не очень устроит большинство, поэтому полезут искать ответы в те источники - где они будут. Так что чем более будет доступно и легко публиковаться научный материал - тем сильнее он будет востребован. Тем более, что предметы которыми интересуются вне программы - всегда интереснее, да еще и способствуют оттачиванию знаний и восприятия.
И в последних - те кто будут всю эту чепуху мирно глотать - так или иначе стадо идущее за лидером и к материализму и свободомыслию все равно не будут иметь ни какого отношения. И союз тому пример.
Например там где я заканчивал школу - библейская чушь преподавалась в обязательном порядке.... Но как ее прогуливали... как от нее бегали... Как из-за этого у нас не любят религиозных - это что-то с чем-то.
30.01.2008 в 10:33

Привет, мои воображаемые друзья!
u-zver
*пробегал мимо, но заинтересовался*
Во многом вы правы. Но ... просто неприятно.
А знать Библию (да и другие священные книги), кстати, нужно. Просто затем, чтобы ориентироваться в сюжетах картин, например. )))
30.01.2008 в 12:04

Каждый верит в собственные глюки
u-zver
С одной стороны, верно. Преподавание предмета в школе часто вызывает отвращение к этому предмету. С другой же стороны, одной из причин этого отвращения является также отношение к школьной программе родителей. Дети-то не дураки и быстро подмечают, что их родители не ценят и не используют знания, полученные в школе. С религией же сейчас ситуация иная. Религия возводится в рамки идеологии, и её сверхценность вбивается в первую очередь в головы родителей. Это как с коммунистической идеологией в первой половине существования СССР. Неверно думать, что к пионерии, комсомолу, марксизму-ленинизму и т. д. в тридцатые, сороковые и даже пятидесятые годы относились несерьёзно. Отторжение пошло лишь с конца шестидесятых. Аналогично и сейчас с религией. Её преподносят, как основу мироздания, так что отношение к ней будет скорее похоже на отношение к комсомолу в тридцатые, чем на отношение к химии в девяностые.
Я знаю, что есть страны, где в школах преподают религии, и даже страны, где в разных школах преподают разные религии, и никаких проблем у них с этим нет. Увы, в российских реалиях всё оказывается подругому.

telico
Не думаю, что на занятиях по православию будут давать целостное представление о библии, т. к. это слишком сложно. Скорее всего, преподаваемый материал будет носить более прикладной характер. Как молиться, что в каких случаях читать, как поститься, как креститься, к каким святым в каких случаях обращаться, житие этих самых святых и т. д.
30.01.2008 в 12:22

Привет, мои воображаемые друзья!
Anrielle
Возможно и так. И отчего то мне кажется, что родители особо протестовать не будут. (((
*задумался* Интересно, что получится в нашей школе (где мой младший учится): там достаточно много католиков- дети из приюта св. Николая, им то точно обеспечат качественное преподавание.
Хорошо, дитя заканчивает в следующем году, а то пришлось бы искать исламскую школу. )))
30.01.2008 в 13:22

Осторожно - добрый Панда!
А знать Библию (да и другие священные книги), кстати, нужно. Просто затем, чтобы ориентироваться в сюжетах картин, например.
Ты читал Авесту?
Махабхарату?
Санрон?
Талмуд?
Веды?
Книгу Тота?
Книгу Мёртых?
Мадридский кодекс майя?
"Бхавад Гиту как она есть"?
А ведь целые культурные пласты завязаны на эти книги
С религией же сейчас ситуация иная. Религия возводится в рамки идеологии, и её сверхценность вбивается в первую очередь в головы родителей.
Таки родители соблюдают все посты, праздники и молятся по канонам?
Не верю!(с) Станиславский.

30.01.2008 в 13:33

Привет, мои воображаемые друзья!
Mishka-Panda
*смеется* Я изучал научный атеизм в институте ))) А нам его читали основательно.)) Тогда я это не ценил, а сейчас благодарен преподавателю.
Что касается родителей... Это стало модно, соблюдать посты. Национальная идея, раз никто другой не подсуетился ничего другого не нашлось )))
31.01.2008 в 13:40

Каждый верит в собственные глюки
Кстати, вот ребята с Антирелижена откопали "Сочинение на олимпиаду по Основам Православной культуры (2 место)". По-моему, всё ясно.

Mishka-Panda
Таки родители соблюдают все посты, праздники и молятся по канонам?
Идеология православия не в постах. Хотя и их сейчас соблюдают, как уже было сказано, всё больше. Основная идеология православия в "Великодержавной Руси", которая, будучи "третьим Римом, а четвёртому не бывать", одна спасётся, тогда как на все другие страны "обрушится гнев господень". И именно с этой позиции будет изучаться православие в школе, т. к. именно на эту идеологию идёт сейчас госзаказ.
31.01.2008 в 14:48

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Anrielle По-моему, всё ясно.
ИМХО парень списал откуда то... Во всяком большую часть точно. Ну а часть просто переставил слова, которые говорились на уроке
31.01.2008 в 17:33

Каждый верит в собственные глюки
Susanin
Очень может быть, что и списал. Важно же не это, а требования, предъявляемые к точке зрения и знаниям учащихся. Тот факт, что работа этого мальчика заняла второе место на олимпиаде, позволяет сделать о них однозначный вывод.
31.01.2008 в 22:46

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Anrielle . Важно же не это, а требования, предъявляемые к точке зрения и знаниям учащихся.
тут согласен... Ничем не лучше сочинений на тему великой октяборьской революции