Новые и необычные идеи всегда привлекательны.
ТУАИ - теория уровней абстрактного интеллекта, придуманная Я. А. Фельдманом.
http://philosopher.narod.ru/Level_Theory/
http://jfeldman.narod.ru/index2005.html
читать дальшеНасколько я поняла, ТУАИ выведена, в основном, методом наблюдения за людьми, особенно за учениками школ, поэтому добрая половина её утверждений не имеет логического обоснования. Тем не менее, она явно заслуживает внимания.
Восприятие и переработка информации ребёнком усложняется с возрастом. Так как ТУАИ берёт во внимание только абстрактное мышление, то новорожденный получается по ней на нулевом уровне, т. е. абстрактно он ещё не мыслит вообще. Сосательный и прочие рефлексы к абстрактному мышлению, как мы знаем, не относятся. 
Далее ребёнок оказывается способен удерживать в поле внимания один объект и сосредотачиваться на нём. Такой ребёнок, увидев новую игрушку, теряет ту, что держал в руках. Держать в поле внимания два объекта он ещё не способен. Это первый уровень АИ.
Второй уровень - способность удерживать в поле внимания много объектов. Дети постарше запросто могут набрать полные руки игрушек, но, что делать с ними дальше, представляют себе плохо. Для процесса игры требуется третий уровень, уровень одного процесса.
Третий уровень - это когда человек (ребёнок), занимаясь каким-то одним делом, не замечает ничего вокруг. Например, погнавшись за мячом, дети попадают под машину, ибо были заняты процессом догонки мяча и машина не попала в их поле зрения. Работать на третьем уровне часто могут и взрослые. Характерная черта его - целеустремлённость, когда человек видит лишь одну цель и к ней всем своим существом стремится. Кстати, уровень очень востребован в современном обществе, направленном на достижение материального благополучия как единственной цели.
На четвёртом уровне человек удерживает в поле внимания множество процессов. Например, игрок футбольной команды видит всех, кто перемещается по полю и выбирает, куда лучше послать мяч. Это уровень ролевого поведения, т. е. поведения человека в группе, умение не выпадать из коллектива.
Пятый уровень - уровень свободного поступка. Как правило, он особенно ярко выражается в подростковом возрасте, когда основной ценностью для человека становится свобода. "Что хочу, то и делаю!" На этом уровне личность обретает свои особенные черты. Именно с пятого уровня в АИ происходят качественные изменения. На смену социальному существу приходит индивидульная личность, ясно осознающая свою непохожесть на других и готовая принять это.
Шестой уровень - уровень логического анализа, понимание многовариантности трактовок. Поиск причин и следствий, осмысление мира как клубка взаимосвязей, единой системы, откуда ничего не выкинешь. Это уровень философской и научной мысли, уровень доказательства.
Седьмой уровень - уровень абсурдной мысли. Это возникновение новых теорий в науке. Человек как бы выходит за рамки существующей системы и предлагает новое, совершенно неожиданное решение. Смелый взгляд на вещи.
Восьмой уровень - способность понимать другого, не похожего на себя. Умение представить себя кем-то, а не себя на месте кого-то. Понимание множественности миров, в том числе и субъективных.
Девятый уровень лишь теоретический. Это что-то вроде "быть Богом", оставим его на совести автора
.
Следующая идея автора заключается в том, что какие-то три уровня оказываются у человека любимыми, и ими он пользуется наиболее охотно. Как правило, у зрелого человека любимые уровни не меняются. Почему именно три? Автор предлагает просто понаблюдать за людьми. Логических обоснований этому у него нет. Три любимых уровня складываются в некий профиль личности, зная который можно объяснить, а также предсказать поведение человека.
Любимые уровни влияют на взаимоотношения между людьми. Это следующая мысль. Одинаковый любимый уровень у двух людей порождает конкуренцию. Ближайшие уровни - симбиоз. В случае же большой разницы в уровнях, низший подавляет высший. Например, человек, оперевшийся на свой третий уровень запросто подавляет оппонента с шестым, ибо "тройка" не слушает логических доводов "шестёрки", а сразу хватается за меч (пусть даже в переносном смысле).
@темы:
Типологии личности,
Психология,
Интересности