Каждый верит в собственные глюки
Masudi предложила обсудить такую интересную, в общем-то, тему как историческая психология. Я же вспомнила, что когда-то мы уже обсуждали "Психоисторию" Ллойда Демоза. Помню, что книга показалась мне любопытной, хотя и весьма спорной. А вот ещё кое-что по теме:
Шкуратов В. Историческая психология
Марк Блок. Короли-чудотворцы
Хейзинга Йохан. Осень средневековья
Делюмо Жан. Ужасы на западе
Возникновение исторической психологии — краткий экскурс в историю обсуждаемого предмета. Пара цитат:
"Исходной философской предпосылкой для историко-психологических исследований является признание исторической значимости социальных действий как отдельных личностей, так и социальных групп, изменение социальной действительности рассматривается как результат прежде всего человеческой активности".
Разница между исторической психологией и психоисторией:
"В 1948 г. французский психолог И.Мейерсон предлагает термин “историческая психология” для обозначения специальной научной дисциплины, изучающей психику человека в конкретно-исторических условиях, изменение психического склада личности в процессе социального развития".
"В 60-х годах в США формируется психоистория - научная дисциплина, в рамках которой осуществляется психологический подход к истории ( для объяснения исторических событий и деятелей используются психологические модели), изучаются взаимосвязи между историческими и психологическими феноменами".
Шкуратов В. Историческая психология
Марк Блок. Короли-чудотворцы
Хейзинга Йохан. Осень средневековья
Делюмо Жан. Ужасы на западе
Возникновение исторической психологии — краткий экскурс в историю обсуждаемого предмета. Пара цитат:
"Исходной философской предпосылкой для историко-психологических исследований является признание исторической значимости социальных действий как отдельных личностей, так и социальных групп, изменение социальной действительности рассматривается как результат прежде всего человеческой активности".
Разница между исторической психологией и психоисторией:
"В 1948 г. французский психолог И.Мейерсон предлагает термин “историческая психология” для обозначения специальной научной дисциплины, изучающей психику человека в конкретно-исторических условиях, изменение психического склада личности в процессе социального развития".
"В 60-х годах в США формируется психоистория - научная дисциплина, в рамках которой осуществляется психологический подход к истории ( для объяснения исторических событий и деятелей используются психологические модели), изучаются взаимосвязи между историческими и психологическими феноменами".
Чейклина?
Я напишу, но только в ключе исследований антики.
Я выложила первое, на что попались ссылки. Ну, чтобы не просто имена были, а сразу с текстами.
ИМХО, если уж запускать обсуждение столь интересной штуки как историческая психология, нельзя ограничиваться только тем, что писали про античность, так как теряется сам объект обсуждения. В результате всё сведётся к обсуждению античности, а не исторической психологии.
А что я тебе умного скажу про средневековье, например? Или про исследования в этой области? Или еще что?
Не, Масудь, ты скажешь именно про саму науку, коли мы говорим о ней. Либо переформулируем тему как "античность в зеркале психологии".
А я не психолог, я больше биолог.
Историческую психологию можно определить как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей.
то, грубо говоря, все мои выкладки все равно сведутся на "античную" психологию.
Античность - это условный период.
Античность в зеркале психологии - это я не поняла, о чем речь должна идти.
Л.С. ВЫГОТСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КНИГИ М. КОУЛА)
И ещё: "Культурно-историческая психология (школа Выготского) — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.
Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях". (из Вики)
КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, как я понимаю, тоже что-то близкое.
Ещё о культурно-исторической психологии: В. П. ЗИНЧЕНКО. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПЫТ АМПЛИФИКАЦИИ
Определение Шкуратова мне, честно говоря, не очень нравится. Уж больно оно расплывчатое. Если принять такое пределение, то тогда требуется ут вердить такдже, что такое "психологический склад эпохи". А обсуждение науки — это и есть рассмотрение разных её определений, разных школ (заменю слово "направление" словом "школа", оно так правильней) и исходных посылов. Например, я так поняла, что Выготский и Шкуратов отличаются между собой довольно сильно. Я правильно поняла?
Иначе мы с тобой, как обычно, как два рыцаря, вечно с пиками наперевес.
Например, я так поняла, что Выготский и Шкуратов отличаются между собой довольно сильно.
Да, там отличия, как ты заметила
Хорошо, давай так.
Кстати, не могу вставить субтитры в ролики по реконструкции Рима - так бы давно выложила. И на сообществе в т.ч. Не получается что-то. Ты не в курсе, что можно сделать?
Кстати, не могу вставить субтитры в ролики по реконструкции Рима - так бы давно выложила. И на сообществе в т.ч. Не получается что-то. Ты не в курсе, что можно сделать?
А ты в чём это делаешь? В виртуал дабе?
Не, это не дискуссия, это просто очередная разминка рыцарей де Зиг и де Масу перед очередным поединком на саблях интеллекта.
Ну что ты сразу как?
July822
Ну вот, растащили дискуссию по заначкам)) Молодцы)) Можт всё же тусанем в общественном месте?)))))))))))))
Я думаю, что самое лучшее место для такой дискуссии в дневнике у Масуди. Можно, конечно, вынести её в какое-нибудь историческое сообщество общего профиля, но там возможна острая реакция общественности. Мы же не знаем, как люди относятся к исторической психологии. Штука-то спорная.
Ну что ты сразу как? Пусть будет дискуссией, обсуждением, а не поединком. Тем более, что в молодых науках всегда есть, что обудить.
А я уже сабельку натачиваю
На каком сообществе?
Зигги все же хочет начать с общего, она в чем-то права, конечно. Только вот на историчсеких сообществах топик посвященной общей теме, может вызвать дейтсвительно негатив.
"Сообщество Alexander посвящено, прежде всего, великолепным творениям Оливера Стоуна (фильм "Александр") и Мари Рено (книги "Божественное пламя" и "Персидский мальчик")."
Ты случайно историю с творчеством не путаешь, не?
на Александре я не замечала негатива в ответ на конкретные темы
Александр — не историческое сообщество. Это слэшерское сообщество. Наша же тема не имеет никакого отношения ни к слэшу, ни к сексу вообще. Истерить модераторы может и не будут, но там наша дискуссия точно никому не нужна.
А подходящие сообщества как таковые существуют. Например, www.diary.ru/~disput/ или www.diary.ru/~mifologija/ Просто сама тема... ну, это как обсуждать теорию Льва Гумилёва, у которой есть как фанатичные сторонники, так и фанатичные противники. Можно нарваться на грызню.
Masudi
Да я и в нем пытаюсь делать. Че-то никак.
Истории там нет. И ее там всегда было мало, мягко говоря, хотя не знаю как сейчас. С любовью там она или нет. Историю любят все, как известно. Когда она мерещится сказкой и мифом. Когда начинается наука история, и мифическая сказка исчезает - сразу становится всем скучно, это понятно. Это как в школе в 6 классе.
Не обижайся
Ты правда считаешь, что Александр - это историческое сообщество?
Странно.