Каждый верит в собственные глюки
 Masudi предложила обсудить такую интересную, в общем-то, тему как историческая психология. Я же вспомнила, что когда-то мы уже обсуждали "Психоисторию" Ллойда Демоза. Помню, что книга показалась мне любопытной, хотя и весьма спорной. А вот ещё кое-что по теме:
Шкуратов В. Историческая психология
Марк Блок. Короли-чудотворцы
Хейзинга Йохан. Осень средневековья
Делюмо Жан. Ужасы на западе

Возникновение исторической психологии — краткий экскурс в историю обсуждаемого предмета. Пара цитат:
"Исходной философской предпосылкой для историко-психологических исследований является признание исторической значимости социальных действий как отдельных личностей, так и социальных групп, изменение социальной действительности рассматривается как результат прежде всего человеческой активности".
Разница между исторической психологией и психоисторией:
"В 1948 г. французский психолог И.Мейерсон предлагает термин “историческая психология” для обозначения специальной научной дисциплины, изучающей психику человека в конкретно-исторических условиях, изменение психического склада личности в процессе социального развития".
"В 60-х годах в США формируется психоистория - научная дисциплина, в рамках которой осуществляется психологический подход к истории ( для объяснения исторических событий и деятелей используются психологические модели), изучаются взаимосвязи между историческими и психологическими феноменами".

@темы: Психология, История

Комментарии
27.07.2009 в 14:16

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
*грызет орешки* А че Выгодского забыла?
Чейклина?
Я напишу, но только в ключе исследований антики.
27.07.2009 в 16:16

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Masudi
Я выложила первое, на что попались ссылки. Ну, чтобы не просто имена были, а сразу с текстами.
ИМХО, если уж запускать обсуждение столь интересной штуки как историческая психология, нельзя ограничиваться только тем, что писали про античность, так как теряется сам объект обсуждения. В результате всё сведётся к обсуждению античности, а не исторической психологии.
27.07.2009 в 16:20

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Coiote Ахаха, это ты-психолог. Это тебе кажется, что тогда объект потеряется, я уж больше к тому, что ближе.
А что я тебе умного скажу про средневековье, например? Или про исследования в этой области? Или еще что?
27.07.2009 в 16:40

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Masudi
Не, Масудь, ты скажешь именно про саму науку, коли мы говорим о ней. Либо переформулируем тему как "античность в зеркале психологии".
А я не психолог, я больше биолог. :) Короче, что мы выбираем объектом: античность или историческую психологию? (Второй вариант мне лично интереснее)
27.07.2009 в 17:06

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Coiote Если ты принимаешь определение из выложенного тобой Шкуратова:

Историческую психологию можно определить как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей.

то, грубо говоря, все мои выкладки все равно сведутся на "античную" психологию.


Античность - это условный период.
Античность в зеркале психологии - это я не поняла, о чем речь должна идти.
27.07.2009 в 17:09

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Кстати о Выготском:
Л.С. ВЫГОТСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КНИГИ М. КОУЛА)
И ещё: "Культурно-историческая психология (школа Выготского) — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.
Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях". (из Вики)

КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, как я понимаю, тоже что-то близкое.

Ещё о культурно-исторической психологии: В. П. ЗИНЧЕНКО. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПЫТ АМПЛИФИКАЦИИ
27.07.2009 в 17:16

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Masudi
Определение Шкуратова мне, честно говоря, не очень нравится. Уж больно оно расплывчатое. Если принять такое пределение, то тогда требуется ут вердить такдже, что такое "психологический склад эпохи". А обсуждение науки — это и есть рассмотрение разных её определений, разных школ (заменю слово "направление" словом "школа", оно так правильней) и исходных посылов. Например, я так поняла, что Выготский и Шкуратов отличаются между собой довольно сильно. Я правильно поняла?
27.07.2009 в 17:22

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Coiote Короче, давай сделаем так, я начну именно с исторической психологии, типа напишу реферат, а ты его отрецензируешь (ну. как более соображающий в общей теории, заодно и мне полезно будет). Имея какую-то базу, уже проще работать с нею и вести ее.
Иначе мы с тобой, как обычно, как два рыцаря, вечно с пиками наперевес.:lol: И когда дойдет очередь до самого главного - мы уже выдохлись:lol:

Например, я так поняла, что Выготский и Шкуратов отличаются между собой довольно сильно.
Да, там отличия, как ты заметила:))
27.07.2009 в 17:28

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Masudi
Хорошо, давай так. :)
27.07.2009 в 17:32

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Coiote Сделаю.
Кстати, не могу вставить субтитры в ролики по реконструкции Рима - так бы давно выложила. И на сообществе в т.ч. Не получается что-то. Ты не в курсе, что можно сделать?
27.07.2009 в 19:03

To be...АднАзнАчнА!!!
Ну вот, растащили дискуссию по заначкам)) Молодцы)) Можт всё же тусанем в общественном месте?)))))))))))))
27.07.2009 в 19:11

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
July822 Не, это не дискуссия, это просто очередная разминка рыцарей де Зиг и де Масу перед очередным поединком на саблях интеллекта.
27.07.2009 в 19:27

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi ужс какой)) типа - слабонервным удалиццО? :-D или попкорном запастись? :kino: :-D
27.07.2009 в 21:07

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Masudi
Кстати, не могу вставить субтитры в ролики по реконструкции Рима - так бы давно выложила. И на сообществе в т.ч. Не получается что-то. Ты не в курсе, что можно сделать?
А ты в чём это делаешь? В виртуал дабе?

Не, это не дискуссия, это просто очередная разминка рыцарей де Зиг и де Масу перед очередным поединком на саблях интеллекта.
Ну что ты сразу как? :-D Пусть будет дискуссией, обсуждением, а не поединком. Тем более, что в молодых науках всегда есть, что обудить.

July822
Ну вот, растащили дискуссию по заначкам)) Молодцы)) Можт всё же тусанем в общественном месте?)))))))))))))
Я думаю, что самое лучшее место для такой дискуссии в дневнике у Масуди. Можно, конечно, вынести её в какое-нибудь историческое сообщество общего профиля, но там возможна острая реакция общественности. Мы же не знаем, как люди относятся к исторической психологии. Штука-то спорная.
27.07.2009 в 23:02

To be...АднАзнАчнА!!!
Coiote кстати, кто ещё предложил дискуссию - вопрос :-D На сообществе всяко лучше- нейтральная территория и народу поучаствовать больше. Просто формулировку надо поточнее)) А то мы "растечемся мыслию" сильно)) Рискуеммммм :)
27.07.2009 в 23:04

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Coiote Да я и в нем пытаюсь делать. Че-то никак.

Ну что ты сразу как? Пусть будет дискуссией, обсуждением, а не поединком. Тем более, что в молодых науках всегда есть, что обудить.

А я уже сабельку натачиваю:weep3:


На каком сообществе?:lol:
27.07.2009 в 23:22

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi ну должно же быть какое-то подходящее сообщество для таких дискуссий?))))))))))))
27.07.2009 в 23:49

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
July822 Я боюсь, что на сообществах обсуждают, именно обсуждают именно частное, частный случай.
Зигги все же хочет начать с общего, она в чем-то права, конечно. Только вот на историчсеких сообществах топик посвященной общей теме, может вызвать дейтсвительно негатив.
27.07.2009 в 23:56

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi на Александре я не замечала негатива в ответ на конкретные темы :upset:
27.07.2009 в 23:59

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
July822 С каких пор Александр стало историческим обществом, да еще общей тематики?
28.07.2009 в 00:02

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi всегда было таковым.
28.07.2009 в 00:03

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
July822 да ну?

"Сообщество Alexander посвящено, прежде всего, великолепным творениям Оливера Стоуна (фильм "Александр") и Мари Рено (книги "Божественное пламя" и "Персидский мальчик")."

Ты случайно историю с творчеством не путаешь, не?
28.07.2009 в 00:12

Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
July822
на Александре я не замечала негатива в ответ на конкретные темы
Александр — не историческое сообщество. Это слэшерское сообщество. Наша же тема не имеет никакого отношения ни к слэшу, ни к сексу вообще. Истерить модераторы может и не будут, но там наша дискуссия точно никому не нужна.
А подходящие сообщества как таковые существуют. Например, www.diary.ru/~disput/ или www.diary.ru/~mifologija/ Просто сама тема... ну, это как обсуждать теорию Льва Гумилёва, у которой есть как фанатичные сторонники, так и фанатичные противники. Можно нарваться на грызню.


Masudi
Да я и в нем пытаюсь делать. Че-то никак.
:upset: У тебя субтитры в каком виде? В каком формате?
28.07.2009 в 00:17

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Coiote И в формате sub и srt...
28.07.2009 в 00:21

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi Coiote вообще мы задумывали сообщество, как именно историческое)) Если вы не в курсе, наш слоган "Об истории с любовью". Я его предложила не случайно. Ну да ладно, я не настаиваю. если у вас какие-то свои негативы на МакИдонский счёт))
28.07.2009 в 00:23

To be...АднАзнАчнА!!!
Coiote Александр — не историческое сообщество. Это слэшерское сообщество Неужели у нас правда такое реноме? :upset: По-моему, мы с Фаталит сделали всё, чтобы уйти от этого. Странно даже.
28.07.2009 в 00:29

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
July822 Я очень рада, что все-таки сначала это задумывалось как именно историческое, но вот аля регулярные многотомные обсуждения на тему кого больше любил Александр - Гефестиона или Багоаса, или цитирование Мориса Дрюона в качестве первоисточника мало говорит в пользу исторической направленности сообщества. Оно говорит именно в пользу того, что написано в профиле сообщества: Стоун и Рено. Это просто другое приложение интереса. Разве плохо, что люди любят фильму и книгу? Пишут фанфики и обсуждают их?
Истории там нет. И ее там всегда было мало, мягко говоря, хотя не знаю как сейчас. С любовью там она или нет. Историю любят все, как известно. Когда она мерещится сказкой и мифом. Когда начинается наука история, и мифическая сказка исчезает - сразу становится всем скучно, это понятно. Это как в школе в 6 классе.
Не обижайся:). Но это - так.
28.07.2009 в 00:30

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
July822 Неужели у нас правда такое реноме? По-моему, мы с Фаталит сделали всё, чтобы уйти от этого. Странно даже.
Ты правда считаешь, что Александр - это историческое сообщество?
Странно.
28.07.2009 в 00:35

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi я не обижаюсь, я пытаюсь понять. Просто я не припомню, чтобы там затыкались рты кому-то, если чел пытался говорить именно об истории. Я, конечно, пропустила целый год, но... Насколько я помню, мы всегда с удовольствием говорили об АМ именно в историческом контексте, и этим отличались от множества фонадских сообществ. Странно, странно мне слышать такие упрёки в наш адрес. Вот ей-богу!
28.07.2009 в 00:37

To be...АднАзнАчнА!!!
Masudi Ты правда считаешь, что Александр - это историческое сообщество? Очень много народу разбежалось. Но первоначальные тенденции были именно такими. Лично я всегда ратовала именно за историчность. Слэш и Стоун для меня лично вещи слишком вторичные, чтобы быть интересными длительное время.